«Юнистрим» позвонил дважды

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

«Юнистрим» позвонил дважды

ФинЦЕРТ (подразделение ЦБ, отвечающее за кибербезопасность) вновь предупредил участников рынка о рассылке с почтового сервера банка «Юнистрим» писем с вредоносным ПО. Хакеры атаковали банк 19 ноября, по крайней мере, тогда прошла первая рассылка вирусов партнерам «Юнистрима». К работе с инцидентом привлечена Group IB, но повторная рассылка заставила рынок усомниться в качестве расследования и задуматься о необходимости применения мер к банку со стороны ЦБ. В «Юнистрим» же уверяют, что на данный момент все под контролем — повторения не будет.

Партнеры банка «Юнистрим» второй раз за неделю получили с почтовых адресов банка письма, содержащие вредоносное вложение. Как сообщили “Ъ” в «Лаборатории Касперского», атака на банки началась в середине дня 21 ноября, в рассылаемом письме был загрузчик в виде DOC-файла, содержащего вредоносное программное обеспечение. В банках говорят, что в 16:30 они получили бюллетень ФинЦЕРТ (есть в распоряжении “Ъ”), где регулятор предупредил о рассылке с адреса a.burdonskiy@unistream.ru. В бюллетене ФинЦЕРТ отмечал, что указанная рассылка велась с помощью легального почтового адреса КБ «Юнистирим», причем именно с почтового сервера.

Схожее предупреждение ФинЦЕРТ уже направлял банкам 19 ноября, тогда также велась рассылка вредоносного вложения с почтового адреса банка (см. «Ъ-Онлайн» от 20 ноября). Как сообщили “Ъ” в «Лаборатории Касперского», вредонос, содержавшийся в рассылке от 21 ноября, был аналогичен тому, что использовался 19 ноября.

При этом 19 ноября предправления «Юнистрима» Кирилл Пальчун сообщал, что была лишь «попытка несанкционированного доступа к почтовому серверу, которая была своевременно предотвращена».

Господин Пальчун заверил “Ъ”, что инцидент расследует Group-IB — одна из ведущих международных компаний по предотвращению и расследованию киберпреступлений.

У экспертов возникают вопросы к качеству расследования. «Обычно хватает одного дня, при взломе почтового сервера даже меньше,— отмечает заместитель генерального директора Zecurion Александр Ковалев.— Однако необходимо понимать, что при расследовании инцидента могут возникнуть проблемы согласования — например, когда топ-менеджмент заказчика не согласовывает отключение серверов или есть проблемы с выделением дополнительных средств». По мнению директора по маркетингу «Ростелеком-Solar» Валентина Крохина, при работе с инцидентом можно противодействовать каждому действию злоумышленника, но в этом случае хакер видит методы противодействия и может найти другие способы незаметно закрепиться в инфраструктуре. Есть и вторая стратегия, рассуждает он, локализовать все потенциально зараженные машины, выявить способ проникновения в инфраструктуру и т. д., а затем одним ударом очистить организацию от присутствия киберпреступников. В Group-IB от комментариев отказались.

Мнения участников рынка относительно необходимости вмешательства регулятора в ситуацию разделились. Многие специалисты по информационной безопасности банков в беседе с “Ъ” высказали мнение, что необходима «локализация» банка до того, пока он не решит своих проблем. «Если ЦБ видит угрозу для рынка, регулятор может выдать предписание или ввести ограничения на определенные операции»,— рассуждает партнер МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. По мнению заместителя председателя правления банка «Ренессанс-кредит» Сергея Королева, в данной ситуации вмешательство регулятора не требуется и экономические санкции в виде отказа от сотрудничества или его приостановки будут более действенной мерой.

В «Юнистриме» уверяют, что на данный момент проблема решена. «Работы по реагированию на инцидент по информационной безопасности в Юнистрим-банке проводятся уже нескольких дней с участием как внешних провайдеров, специализирующихся на кибербезопасности, так и представителей регулятора (ФинЦЕРТ),— отмечает Кирилл Пальчун.— Все бизнес-процессы банка идут в стандартном режиме». По его словам, банк принял и продолжает принимать меры по усилению кибербезопасности инфраструктуры в целях недопущения подобных ситуаций в дальнейшем. «Подчеркну, что никаких финансовых потерь или технологического ущерба ни "Юнистрим", ни его партнеры не понесли»,— резюмировал он. В пресс-службе Gx2 Group (в нее входит банк) “Ъ” сообщили, что менеджмент «Юнистрима» успешно справляется со своими обязанностями, банк имеет достаточно квалифицированную ИТ-команду из более чем 50 человек, взаимодействующую с многочисленными провайдерами ИТ и компаниями-экспертами в части информационной безопасности.

Вероника Горячева, Ксения Дементьева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №216 от 23.11.2018
Тэги:

Читайте также

Банк Уралсиб отменил комиссию за обслуживание цифровых карт «Прибыль»
Банк Уралсиб отменил ежемесячную комиссию за расчетно-кассовое обслуживание по цифровым картам «Прибыль»
Дальневосточная ипотека
Дальневосточная ипотека
Условия программы, территория действия и какие банки выдают
ВТБ начал возвращать кешбэк рублями
С 1 мая ВТБ полностью перезапустил программу лояльности и перешел на начисления кешбэка рублями
ВТБ победил в шести номинациях премии CX World Awards
ВТБ занял первое место в шести номинациях ежегодной профессиональной премии клиентского опыта CX World Awards
Финразведка стала активнее следить за доверенностями на банковские счета
Финразведка стала активнее следить за доверенностями граждан на банковские счета
ЦБ испытывает сложности с поиском кандидата на пост руководителя НСПК
Его требования слишком высоки и система почти полгода работает без формального руководителя
Банк России упростил для банков вывоз наличной валюты из страны
ЦБ упростил получение банками разрешения на вывоз наличной валюты из страны
Объемы нового бизнеса лизинговых компаний значительно выросли, как и их риски
Сроки лизинговых договоров удлиняются на фоне высоких ставок
Наблюдательный совет ВТБ принял решение о дате созыва ГОСА
Наблюдательный совет банка ВТБ принял решение о созыве годового общего собрания акционеров в форме заочного голосования 7 июня 2024 года
Обязательство по продаже валютной выручки продлено до 30 апреля 2025 года
При этом с 90 до 120 дней увеличен срок зачисления экспортерами валютной выручки на свои счета со дня передачи нерезидентам товаров