Банки ограничат в мисселинге
Уже летом банки будут обязаны выкупать обратно у клиентов те продукты, которые они продали им с использованием обмана. Соответствующий законопроект будет принят в апреле, а вступит в силу в июне-июле, рассказал
«Известиям» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Это позволит избежать распространенных случаев продажи финансовыми организациями или агентами одной услуги под видом другой.
Согласно законопроекту, Центробанк будет наделен новыми полномочиями. Так, регулятор сможет обязывать банки выкупать у клиентов обратно те продукты, которые были проданы с нарушением прав граждан. Например, когда обманом под видом одного инструмента был реализован другой. ЦБ также получит возможность запрещать продажи определенных продуктов, если при заключении договоров клиентам предоставляется недостоверная или неполная информация о рисках.
В документе также прописан объем информации о финансовых инструментах, который банки и агенты обязаны предоставлять потребителям при покупке. Данные должны быть достоверные, полные и описывать все риски продукта. ЦБ сможет определять содержание, форму и порядок предоставления информации клиентам. Новые правила нацелены на снижение мисселинга и практик навязывания услуг, а также на повышение информированности потребителей о финансовых продуктах.
Павел Иноземцев, руководитель центра банковских услуг розничного бизнеса УБРиР, прокомментировал инициативу специально для портала «Финансист»: «Безусловно, клиенты должны получать качественные консультации о тех или иных продуктах, в том числе и о сложных инвестиционных, такие как ИСЖ. Но ввиду длительности консультаций, жестких планов продаж у сотрудников, а так же низкой финансовой грамотности населения, возникают подобные случаи «некорректных» продаж. Не всегда в этом виноват сам сотрудник. Зачастую сам клиент не готов погружаться в доносимую сотрудником банка информацию, подтверждая, что все понял и, давая свое согласие подписью на договоре об оказании услуг. Пока остается непонятным, как законопроект будет регламентировать случаи, когда на совершении сделки, клиент, получив качественную консультацию, прочитав и подписав договор, и, дав свое согласие на заключение договора инвестирования, в случае падения или стагнации рынка инвестиций, постфактум будет обращаться в банк о расторжении договора инвестирования.
На мой взгляд, на линейку инвестиционных продуктов банков введение данного закона никак не отразится, но инструменты, помогающие провести грамотную консультацию сотрудникам банка, станут очень востребованными и помогут закрыть риск вышеописанных манипуляций клиентом.
В случае принятия данного закона банковский сектор вынужден будет перестраиваться. Качество продажи инвестиционных продуктов выйдет на первое место и нельзя сказать, что это плохо. Скорее тренд на развитие продаж инвестиционных продуктов будет сохраняться. Фокусным направлением станет повышение финансовой грамотности потенциальных инвесторов и совершение качественной продажи.
Дополнительно, можно предположить, что банки будут продумывать и инструменты, позволяющие сократить риски обращений клиентов о неправомерной или некорректной продаже инвестиционных продуктов, чтобы уйти от роста незапланированных расходов».