Gold с плохими долгами

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Gold с плохими долгами

Микрофинансовые организации отмечают рост заемщиков с банковскими картами Gold и Platinum. За микрозаймами их привели трудности с получением кредита в банке, считают эксперты
Почти каждый восьмой онлайн-заемщик микрофинансовых организаций (МФО) ​— владелец премиальной банковской карты Visa или MasterCard, говорится в исследовании сервиса онлайн-кредитования, проведенного MoneyMan (есть у РБК).

По данным MoneyMan, на дебетовые и кредитные карты премиального класса микрозаймы получают 13,1% онлайн-клиентов российских МФО. Из них 6,7% заемщиков используют карты категории Gold и 6,4% — Platinum, говорится в исследовании. По данным компании, расплачиваются по долгам с премиальных карт 12,5% клиентов. Платежи с карт Gold приходят от 6,8% клиентов, с Platinum — от 5,7% заемщиков.

В целом на банковские карты оформляется подавляющее большинство микрозаймов. В «МигКредит» заем на карту получают 75% онлайн-клиентов, в «Е заем» — 70%, сервис Webbankir.com в 94%.

Представители микрофинансовых организаций отмечают, что приток клиентов в МФО с премиальными картами, традиционно считавшимися атрибутом для более состоятельных клиентов, растет. Так, в 2013 году онлайн-микрозаймами интересовались лишь 8,2% клиентов с премиальными картами. Только в MoneyMan их число выросло за неполные три года в 28 раз — с 300 до 8400 клиентов, говорит представитель компании. В процентном соотношении число таких клиентов выросло у всех МФО, добавляет представитель MoneyMan.

По словам управляющего директора сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лиги Трупа, в этом году заемщиков с премиальными картами среди клиентов компании стало на 20% больше. Это люди с более высоким доходом, чем у обычных держателей микрозаймов. «Около 13% наших клиентов имеют месячный доход более 60 тыс. руб. в месяц. Скорее всего, именно им принадлежат премиальные карты», — говорит эксперт. Это могут быть люди, которым нужны небольшие суммы в предельно сжатый срок — геймеры, трейдеры, представители малого бизнеса и работники со сдельной оплатой труда, считает она.

По данным MoneyMan, средняя зарплата клиентов с премиальными банковскими картами — 75 тыс. руб., у 1% клиентов она превышает 150 тыс. руб. Онлайн-заемщики с обычными картами зарабатывают в два раза меньше — 35 тыс. руб., уточняет представитель компании.

Владельцы премиальных карт занимают в МФО в среднем около 18 тыс. руб., держатели обычных карт — 11,5 тыс. руб. Средний срок онлайн-займа у них один и тот же — 22 дня. При этом владельцы премиальных карт отличаются большей дисциплинированностью в возврате долгов, признает представитель компании.

Клиенты с золотыми картами идут за микрозаймами из бизнеса, считают представители МФО. Среди заемщиков растет доля индивидуальных предпринимателей, которые пока не могут получить кредит в банке. «Часто короткие микрозаймы используют владельцы бизнеса, которым нужны деньги для расчета с контрагентами (если оплата нужна сегодня, а сумма, которая покроет ее, будет только через несколько дней)», — соглашается директор по развитию онлайн-кредитования компании «МигКредит» Роман Халанский.

В MoneyMan также не исключают, что «премиальный» приток в МФО обеспечили и заемщики с «подпорченной» кредитной историей в банке. «Клиент обращается в компании, берет несколько займов, погашает их вовремя. Следовательно, его кредитная история становится лучше и у клиента значительно увеличивается шанс получить кредит в банке», — полагает представитель MoneyMan.

Выводы экспертов находят подтверждение и в данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). В бюро в этом квартале зафиксировали первый за три года рост просрочки по микрозаймам. К 1 октября ее уровень составил 21,9%. По сравнению со вторым кварталом она выросла на 0,7%.

Старт роста клиентов МФО с премиальными картами совпадает с пиком выдачи таких карт банками. Начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин связывает рост спроса на такой «пластик» с развитием дистанционных технологий, а также желанием клиентов платить за качественный сервис, повысить свой социальный статус. «Раньше премиальная карта была куском золотого пластика, говорящая напрямую о статусе и доходе клиента», — говорит Охорзин. Сейчас премиальные карты оформляются больше как пакеты с дополнительными услугами — страхование, программы лояльности, консьерж-сервис, перечисляет он.

По мнению главы ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, рост заемщиков МФО с премиальными картами связан именно с широкомасштабной выдачей карт Gold и Premium в последние годы. «Поэтому фактически премиальными они уже быть перестали, сам рынок реальных премиальных карт медленно исчезает», — констатирует он. Завлабораторией финансовых исследований ИЭП имени Гайдара Михаил Хромов все же допускает, что владельцы премиальных карт пошли в МФО из-за трудностей с получением кредита в банке и экономического кризиса.

К 1 октября 2016 года россияне заняли у МФО уже 109,8 млрд руб., свидетельствуют данные НБКИ. Только за третий квартал эта сумма выросла на 23,2%. На 1 октября НБКИ фиксировало 7,97 млн действ​ующих микрозаймов. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, 10 млн человек пользуются или раньше пользовались услугами МФО или кредитных потребительских кооперативов.
Источник: Газета РБК
Тэги:

Читайте также

ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов
ВТБ вернет прямое начисление рублей в своей программе лояльности и откажется от использования бонусов
ЦБ поддержал страхование крупных объектов после теракта в «Крокусе»
Почему подобные страховки не пользуются спросом на добровольной основе
Убыток АСВ за 2023 год составил 29,5 миллиарда рублей
Агентству пришлось создать резервы по некоторым активам
Автокредиты на три года уходят в прошлое: как покупают машины сейчас
Сроки автокредитов в российских банках увеличиваются
Банки задумались о создании конкурента платежной системы «Мир»
Крупные банки обсуждают идею создания платежной системы, альтернативной Национальной системе платежных карт (НСПК)
Выручка «Юнионпэй» по РСБУ за 2023 год выросла почти на 30%
Ее рост во многом обусловлен увеличением объема услуг технической поддержки
Пассажиров в аэропортах атакуют лжепредставители банков: чего хотят мошенники
Россиян предупредили о новой схеме мошенничества в аэропортах
Банк России сообщил о новой схеме обмана с налоговыми декларациями
Мошенники придумали новую схему обмана, в которой выдают себя за сотрудников налоговой службы и требуют предоставить декларацию на доходы
Объем денежных средств на балансе АСВ вырос в 60 раз до 1,2 триллиона рублей
Это могут быть средства, заблокированные на счетах типа «С» у недружественных нерезидентов
Рубль подешевел к доллару и евро
Российская валюта в четверг подешевела к доллару и евро