К взысканию долгов подключатся частные приставы
Должникам не спрятаться: в России планируют усилить службы по взысканию долгов. К уже имеющимся федеральным судебным приставам и коллекторам прибавятся частные приставы. Эту идею поддержал Союз промышленников и предпринимателей. Работа по созданию нового института уже началась. Чем приставы-частники будут отличаться от государственных сборщиков долгов?
За последний год российские суды выдали больше 70 млн. исполнительных листов, по которым работают 74 тыс. приставов. Получается, что у них есть всего по 40 мин на каждого должника, и то если заниматься ими круглые сутки. Как закономерный итог, сотрудникам Федеральной службы судебных приставов удается вернуть не больше 17% долгов. Бизнес жалуется, что до его исков дело вообще не доходит, отметил эксперт департамента проблемных долгов группы компаний «Рыков групп» Алексей Литовченко: «У пристава есть четкое понимание, что надо заниматься такими вещами, как алименты, штрафы ГИБДД, взыскание налоговой задолженности, а долги между юрлицами как следует не обслуживаются. Для того чтобы хоть что-то начало происходить, над ними нужно стоять.
В итоге то, что должны делать они, мы выполняем сами: ищем имущество, находим владельцев, фактически приезжаем к приставам и говорим: у нас все готово. Мы берем сотрудника ФССП, привозим на место, показываем актив и только после этого начинается какая-то работа».
Охотнее всего приставы берутся за мелкие однотипные долги, которые не требуют выезда на рейды, личных встреч с должниками и потери времени. В приоритете у федеральных приставов — сбор долгов в пользу госструктур. Частникам вполне можно отдать исполнение хотя бы части работ по незначительным делам, предлагает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская: «Главные моменты, на которых стоит сосредоточиться,— это, с одной стороны, равные полномочия, а с другой — разграничение компетенций. Потому что взыскание средств, скажем, с госорганизаций,— это скорее дело ФССП. Частникам же можно отдать наблюдение за договорными отношениями с компаниями. Но если частный пристав будет выполнять нефинансовые обязательства, например, решать вопрос о восстановлении на работе, это будет выглядеть странно, поскольку этим должны заниматься, конечно, государственные приставы».
На самом деле частные сборщики в стране есть уже давно — те самые коллекторы. Их методы не всем нравятся, зато эффективность высока. Но расширять их полномочия государство пока не решится, так как общество этого не поймет, считает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов: Расширения полномочий хотят и коллекторы, и крупные кредиторы в лице банков и ресурсоснабжающих организаций. Но надо признать, что сейчас государство не готово передать контроль за исполнительным производством в частный сектор.
Уровень платежной дисциплины и доходов населения не такой высокий, чтобы передать сейчас частникам контроль над этими процессами».
И в самом деле, представьте, что коллекторы получат право, скажем, взыскивать долги с арендаторов по квартплате своими известными методами. Кроме того, это ставит в неравные условия и кредиторов. Так, например, крупный бизнес получит возможность нанимать более квалифицированных и, что называется, «зубастых» приставов, которые вернут их деньги, а компании поменьше так и будут стоять в очереди за своими долгами. Как менять правила игры, понятно, но слишком опасно.
За последний год российские суды выдали больше 70 млн. исполнительных листов, по которым работают 74 тыс. приставов. Получается, что у них есть всего по 40 мин на каждого должника, и то если заниматься ими круглые сутки. Как закономерный итог, сотрудникам Федеральной службы судебных приставов удается вернуть не больше 17% долгов. Бизнес жалуется, что до его исков дело вообще не доходит, отметил эксперт департамента проблемных долгов группы компаний «Рыков групп» Алексей Литовченко: «У пристава есть четкое понимание, что надо заниматься такими вещами, как алименты, штрафы ГИБДД, взыскание налоговой задолженности, а долги между юрлицами как следует не обслуживаются. Для того чтобы хоть что-то начало происходить, над ними нужно стоять.
В итоге то, что должны делать они, мы выполняем сами: ищем имущество, находим владельцев, фактически приезжаем к приставам и говорим: у нас все готово. Мы берем сотрудника ФССП, привозим на место, показываем актив и только после этого начинается какая-то работа».
Охотнее всего приставы берутся за мелкие однотипные долги, которые не требуют выезда на рейды, личных встреч с должниками и потери времени. В приоритете у федеральных приставов — сбор долгов в пользу госструктур. Частникам вполне можно отдать исполнение хотя бы части работ по незначительным делам, предлагает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская: «Главные моменты, на которых стоит сосредоточиться,— это, с одной стороны, равные полномочия, а с другой — разграничение компетенций. Потому что взыскание средств, скажем, с госорганизаций,— это скорее дело ФССП. Частникам же можно отдать наблюдение за договорными отношениями с компаниями. Но если частный пристав будет выполнять нефинансовые обязательства, например, решать вопрос о восстановлении на работе, это будет выглядеть странно, поскольку этим должны заниматься, конечно, государственные приставы».
На самом деле частные сборщики в стране есть уже давно — те самые коллекторы. Их методы не всем нравятся, зато эффективность высока. Но расширять их полномочия государство пока не решится, так как общество этого не поймет, считает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов: Расширения полномочий хотят и коллекторы, и крупные кредиторы в лице банков и ресурсоснабжающих организаций. Но надо признать, что сейчас государство не готово передать контроль за исполнительным производством в частный сектор.
Уровень платежной дисциплины и доходов населения не такой высокий, чтобы передать сейчас частникам контроль над этими процессами».
И в самом деле, представьте, что коллекторы получат право, скажем, взыскивать долги с арендаторов по квартплате своими известными методами. Кроме того, это ставит в неравные условия и кредиторов. Так, например, крупный бизнес получит возможность нанимать более квалифицированных и, что называется, «зубастых» приставов, которые вернут их деньги, а компании поменьше так и будут стоять в очереди за своими долгами. Как менять правила игры, понятно, но слишком опасно.
Читайте также
ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов
ВТБ вернет прямое начисление рублей в своей программе лояльности и откажется от использования бонусов
ЦБ поддержал страхование крупных объектов после теракта в «Крокусе»
Почему подобные страховки не пользуются спросом на добровольной основе
Убыток АСВ за 2023 год составил 29,5 миллиарда рублей
Агентству пришлось создать резервы по некоторым активам
Автокредиты на три года уходят в прошлое: как покупают машины сейчас
Сроки автокредитов в российских банках увеличиваются
Банки задумались о создании конкурента платежной системы «Мир»
Крупные банки обсуждают идею создания платежной системы, альтернативной Национальной системе платежных карт (НСПК)
Выручка «Юнионпэй» по РСБУ за 2023 год выросла почти на 30%
Ее рост во многом обусловлен увеличением объема услуг технической поддержки
Пассажиров в аэропортах атакуют лжепредставители банков: чего хотят мошенники
Россиян предупредили о новой схеме мошенничества в аэропортах
Банк России сообщил о новой схеме обмана с налоговыми декларациями
Мошенники придумали новую схему обмана, в которой выдают себя за сотрудников налоговой службы и требуют предоставить декларацию на доходы
Объем денежных средств на балансе АСВ вырос в 60 раз до 1,2 триллиона рублей
Это могут быть средства, заблокированные на счетах типа «С» у недружественных нерезидентов
Рубль подешевел к доллару и евро
Российская валюта в четверг подешевела к доллару и евро