Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
Выборка по вкладам

Минфин вышел на поле

Банки столкнулись с массовыми жалобами на отказы в проведении платежей при ошибке заполнения поля очередности в бумажных квитанциях. Их клиенты опасаются попасть из-за подобных ситуаций в черный список, повышает нервозность и грядущий период налоговых платежей для граждан. В Минфине уверены, что банки действуют неправомерно. Но сами они менять правила не готовы без официальной позиции регулятора, а ЦБ внести ясность не спешит.

О массовых жалобах клиентов на отказ в проведении платежа при некорректно заполненной бумажной платежке “Ъ” рассказали в банках. Собеседник “Ъ” в Минфине подтвердил наличие проблемы, указав, что речь идет преимущественно о налоговых платежах и платежах во внебюджетные фонды. При этом отказы следуют не только из-за значимых ошибок, но и из-за формальных — неверных кодов в поле очередности платежей.

По мнению Минфина, банки не вправе отказывать клиентам в проведении платежа исключительно из-за ошибок в указании очередности операций в бумажном платежном поручении. Позиция министерства изложена в письме №05-07-06/64623. В нем Минфин поясняет, что банки вправе устанавливать собственные правила приема платежных поручений, однако они не должны противоречить положению ЦБ о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П. А в этом положении нет такого основания для отказа, как ошибка в очередности платежей.

Согласны с позицией Минфина и в Федеральной налоговой службе. Отсутствие или неверное указание в платежном поручении реквизита «очередность платежа» не является препятствием для идентификации плательщика, получателя платежа, а также самого платежа и основанием для отказа в его проведении, подчеркивают в ведомстве.

Заполнение данного поля действительно формальность. Согласно ст. 855 ГК РФ, если средств на счете клиента достаточно для удовлетворения всех требований (поступивших платежек), то банк проводит их в порядке поступления. Если же недостаточно, то сначала проводят платежи по исполнительным листам, далее по оплате труда и т. д.

В кредитных организациях уверены, что имеют полное право отказать по формальным признакам. Но по факту делать это вовсе не обязательно. «Клиенты ошибаются в очередности платежей очень часто, и, чтобы их не нервировать, у нас программа автоматически меняет очередность платежа на правильную и мы платеж проводим»,— отметила директор юридического департамента банка «Юникредит» Наталья Окунева. Впрочем, так поступают далеко не все: участники рынка отмечают, что не готовы принимать на себя риск проведения платежа с ошибкой.

Клиенты же воспринимают отказы весьма болезненно, что неудивительно на фоне паники вокруг черного списка отказников ЦБ. Как сообщил “Ъ” собеседник из банка топ-50, многие клиенты воспринимают отказ в проведении платежа как отказ в проведении операций и опасаются по формальным причинам попасть в черный список и лишиться доступа к банковским услугам (см. “Ъ” от 6 октября). Хотя такое мнение ошибочно. «Отказ в проведении платежного поручения из-за ошибки или опечатки не является основанием для сообщения в Росфинмониторинг, и в черный список клиенты не попадут»,— заверил экс-глава комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.

Примечательно, что рост числа бумажных платежных поручений провоцируют сами банки. Из-за активизации борьбы с отмывом при наличии малейших сомнений в деятельности компаний и предпринимателей кредитные организации отключают их от системы банк—клиент, вынуждая подавать платежки на бумажных носителях. Непривычные к данному формату бизнесмены ошибаются и получают отказы.

Нервозности добавляет и приближающийся период уплаты налогов для граждан. До 1 декабря физлицам необходимо уплатить имущественные налоги. Если при подобной ошибке банк откажется проводить платеж, то налогоплательщику будут начислены пени и штрафы. И, хотя причиной несвоевременного перечисления налога или сбора явилось непроведение платежа банком, кредитная организация ничем не рискует. «Даже если отказ причинил клиенту убытки, взыскать их с банка он не сможет, так как исходно ошибка была на стороне клиента»,— отмечает управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили.

Разрешить ситуацию могли бы разъяснения ЦБ, который, в отличие от Минфина, является для банков регулятором, но их до сих пор не последовало. На запрос “Ъ” в ЦБ сообщили, что, согласно нормативным документам Банка России, регулирующим порядок осуществления расчетов, в случае выявления несоответствий в указании клиентом очередности платежа банк его исполняет в очередности, установленной законодательством. Таким образом, заполнение поля «очередность платежа» имеет формальное значение. Впрочем, четкого ответа о правомерности отказов в ЦБ так и не дали.

Вероника Горячева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №219 от 24.11.2017
Тэги:

Читайте также

ГМК Норникель и РУСАЛ начинают двигаться синхроннно
Американский рынок акций сегодня закрыт в связи с выходным днём
Ипотека – главный драйвер развития банковской розницы
На прошедшем 15 февраля 2018 году круглом столе на тему «Ипотека в Татарстане: низкие ставки – большие возможности?», представители банковского сообщества  отметили, что в этом году снижение ставок по ипотеке замедлится
Чистая прибыль СГ ВСК по итогам 2017 года составила 6,6 миллиарда рублей
Сборы страховой группы ВСК по итогам 2017 года, по данным неаудированной отчетности по РСБУ, увеличились на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Татарстан стал лидером по годовым темпам роста объемов кредитования
По данным объединенного кредитного бюро, Татарстан стал лидером по годовым темпам роста объемов кредитования среди всех регионов страны
Банк «РОССИЯ» заработал 4,4 миллиарда рублей чистой прибыли
Банк «РОССИЯ» подвел итоги работы в 2017 году по РСБУ, согласно которым чистая прибыль банка  составил 4,4 миллиарда рублей
В Татарстане в 2017 году было выдано ипотеки на 66,4 миллиарда рублей
В 2017 года в Республике Татарстан было выдано 43 338 ипотечных кредитов на общую сумму 66,4 миллиарда рублей
Ростелеком представил первую рабочую версию Единой биометрической системы
Ростелеком представил первую рабочую версию Единой биометрической системы - цифровой платформы, разработанной Ростелекомом по инициативе Центрального Банка РФ
Промсвязьбанк выпустил кредитную карту с двойным кэшбэком
Промсвязьбанк представил для розничных клиентов новую кредитную карту «Двойной кэшбэк» с максимальным возвратом средств до 11%
Страховка подвела
Бывшего руководителя подразделения «Росгосстраха» в Татарстане осудили за хищение 3,7 млн. рублей
Братья Ананьевы вышли на тропу «Югры»
Суд рассмотрит их претензии к ЦБ