НАПКА: почти треть заемщиков жалуется на «незаконное взыскание» коллекторов

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

НАПКА: почти треть заемщиков жалуется на «незаконное взыскание» коллекторов

В первом полугодии 2016-го доля жалоб россиян на коллекторов за так называемое «незаконное взыскание», когда заемщики из-за незнания законодательства жалуются на сам факт существования коллекторов или незаконную передачу персональных данных коллекторам, увеличилась до 29%. В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) объясняют рост данного показателя незнанием гражданами отечественного законодательства.

Председатель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий сообщил порталу Банки.ру, что с начала года в НАПКА поступило около 2,3 тыс. жалоб граждан на коллекторов. Из них за первое полугодие поступило 1,7 тыс. обращений, еще около 350 – за июль и около 280 – за август. Эти цифры почти вдвое меньше по сравнению с аналогичными за 2015 год. «Количество обращений продолжает расти. Если в 2014 году мы обработали около полутора тысяч обращений, в 2015-м – около трех тысяч, в 2016-м этот показатель, видимо, приблизится к четырем тысячам», — прогнозирует Теплицкий.

По его словам, среди всех жалоб, поступающих в НАПКА (см. врез), обращает на себя внимание рост в первом полугодии доли жалоб на «незаконное взыскание» — с 22% до 29%. «Почему я должен платить долг коллектору, а не банку, где брал кредит? – типичный вопрос в таких обращениях, — поясняет собеседник портала Банки.ру. — Многих граждан запутало бурное обсуждение закона о коллекторах, которое происходило в начале года. Сейчас у таких обращений новая тема: некоторые потребители уверены, что новый закон 230-ФЗ (о порядке взыскания долгов. — Прим. ред.) уже полностью вступил в силу, так что количество звонков уже ограничено, и так далее».

Также примерно треть (или 34%) составляет доля жалоб из категории «я не тот, кто вам нужен». Доля таких обращений уменьшилась за полтора года почти вдвое, впрочем, эта проблема остается одной из самых острых, указал Теплицкий. «К этой категории относятся просьбы людей, не имеющих никакого отношения к должнику (сами не брали кредит, не были поручителями, должника не знают, просят исключить их телефон из баз коллекторских агентств», — пояснил он. Всплески таких обращений зачастую связаны с поступлением в работу крупного агентства какого-нибудь старого долгового портфеля, в котором много устаревших контактных данных. Эту проблему депутаты при работе над новым законом о взыскателях проигнорировали, добавил собеседник портала Банки.ру. Кредиторы и коллекторы должны иметь возможность официально подтверждать актуальность контактных данных должников, считает представитель НАПКА.

В первом полугодии сократилась и доля «тяжелых» жалоб — на некорректное обращение и назойливые звонки. С начала года она снизилась с 31% до 15%. Дмитрий Теплицкий уточнил, что преобладающая часть жалоб «жесткой» категории не относится к членам НАПКА.

Снижение доли «тяжелых» жалоб объясняется и активизацией проверок полиции, и прокуратуры, и действиями НАПКА
- председатель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий

Доля жалоб на звонки третьим лицам по итогам первого полугодия составила всего 12%, но за указанный период она увеличилась в шесть раз. «Видимо, это перспективное направление для роста обращений в будущем, потому что, хотя новый закон и регламентирует отношения коллекторов с третьими лицами, пока не очень ясно, как его требования будут работать на практике», — рассуждает Теплицкий.

Еще около 4% обращений в НАПКА — жалобы о невозможности заемщика платить по долгам и просьбы о реструктуризации.


Михаил ТЕГИН

Источник: Banki.ru
Тэги:

Читайте также

Росбанк перекроил депозитную линейку
С 23 апреля 2024 года Росбанк закрыл прием всех вкладов, кроме вклада «Надежный»
Предприниматели от Калининграда до Камчатки могут дистанционно открыть счет в ВТБ
ВТБ более чем в два раза расширяет географию выездного сервиса для клиентов среднего и малого бизнеса
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Акибанк повысил доходность двух рублевых вкладов
С 24 апреля текущего года в Акибанке повышены ставки по двум вкладам в рублях: «Онлайн» и «Альтернатива»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Clearstream отказался поддержать выкуп заблокированных бумаг у россиян
Clearstream напомнил клиентам о санкциях
Объяснено, будут ли выгодны «вклады для бедных» россиянам
Социальные вклады, гарантирующие россиянам с небольшими доходами высокий процент, обяжут открывать все банки
Финразведка и ЦБ начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»
ЦБ, Росфинмониторинг и пять крупных банков тестируют новый сервис «Знай своего криптоклиента»
Правительство запустило ипотеку на вторичку под 2% для новых регионов и Белгорода
Жители ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской и Белгородских областей смогут оформить ипотеку под 2% на вторичное жилье
Недельная инфляция в России замедлилась до 0,08%
Немного замедлилась и годовая инфляция — до 7,82%