Автокредитованию не хватает машин

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Автокредитованию не хватает машин

Сегмент автокредитования в апреле немного отыграл стремительное падение марта. Однако его показатели все еще в несколько раз ниже показателей прошлого года и заметно ниже показателей ковидного 2020 года. На рынок автокредитования давят дефицит автомобилей, который пока не удается заместить за счет китайских производителей, высокие ставки и падение покупательной способности населения.

В апреле на рынке автокредитования наметилось восстановление. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных кредитов за месяц превысило 20,8 тыс. штук, что на 3,7 тыс. штук больше, чем в марте. Объем выданных кредитов достиг 24,2 млрд руб. против 21,6 млрд руб. в марте. Годом ранее эти показатели были в 5 раз и в 4,5 раза выше соответственно. Вместе с тем вырос и уровень одобрения автокредитов — в апреле он составил 13,9%, что на 2 процентных пункта выше мартовского значения. Впрочем, в годовом сравнении текущий апрельский показатель остается в три раза ниже.

Одновременно продолжает снижаться средний размер автокредита. Согласно данным НБКИ, в апреле он составлял 1,165 млн руб., минимальное значение с августа прошлого года (см. график). Это может быть следствием ужесточения риск-политики банков, которые готовы кредитовать при первоначальном взносе выше 50% от стоимости автомобиля, что нивелирует влияние роста цен на средний чек в сегменте, поясняет заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. «Заемщикам также интересно оплачивать заемными средствами небольшую часть покупки, чтобы снизить уровень переплаты»,— указывает эксперт. При этом доля кредитов на покупку бывших в употреблении автомобилей второй месяц подряд сохраняется около 60%.

Спрос на автомобили значительно просел со второй половины марта — проходимость салонов упала практически до нулевой, и лишь к концу апреля наметилось некоторое оживление (см. “Ъ” от 5 мая). Однако на вторичном рынке, как следует из данных агрегаторов, оживились скорее продавцы (см. “Ъ” от 6 мая). Рынок новых легковых и легких коммерческих машин, по данным АЕБ, в апреле упал на 78% к прошлому году (см. “Ъ” от 11 мая).

Участники рынка автокредитования не спешат говорить о его восстановлении.

В апреле 2022 года было продано почти в пять раз меньше машин, чем год назад, и на 16% меньше, чем в локдаун, в апреле 2020 года, приводят данные эксперты «Открытие Авто». Практически полное отсутствие поставок новых машин и заградительные цены на многие бренды обрушили продажи через салоны до рекордно низкого уровня, отмечают они, в апреле бизнес продолжал сжиматься, закрываться, в лучшем случае — переформатироваться на машины с пробегом. «Относительно хорошие новости появлялись только в последней декаде апреля, перед длинными майскими праздниками: люди стали интересоваться машинами, авторитейлеры корейских и китайских марок начали вновь предоставлять скидки, что позволило автокредитованию возвращаться к жизни»,— говорят эксперты «Открытие Авто». Говорить о восстановлении рынка автокредитования в России пока преждевременно, продажи автомобилей, напрямую влияющие на спрос на автокредиты, снизились в апреле в два раза по сравнению с мартом, отмечает директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин.

Ставки по кредитам также по-прежнему остаются для заемщиков высокими, подчеркивают в ВТБ. Впрочем, в апреле ряд банков снижали ставки, в настоящее время они составляют 8–17% годовых в зависимости наличия страхования и передачи автомобиля в залог. В марте ставки достигали 20–30% годовых (см. “Ъ” от 21 марта). «Давление на рынок продолжает оказывать и дефицит новых автомобилей. Значимое восстановление этого сегмента кредитования может произойти не ранее третьего квартала»,— рассчитывают в ВТБ.

Полина Трифонова, Ольга Никитина

Источник: Газета «Коммерсантъ» №82 от 13.05.2022
Тэги:

Читайте также

ВТБ: во втором квартале продажи ипотеки в России удвоятся
По прогнозам ВТБ, во втором квартале россияне получат в ипотеку почти 2 трлн рублей - вдвое больше, чем в первом квартале
ВТБ досрочно отменит комиссию за переводы по СБП
ВТБ принял решение досрочно отменить комиссию за межбанковские переводы по СБП
Банк Уралсиб вошел в Топ-10 ипотечных банков за 2023 год – Эксперт РА
За 2023 год объемы ипотечного кредитования банка Уралсиб выросли в 2 раза по сравнению с предыдущим годом – до 41,4 млрд рублей
ВТБ перевел производство ИТ-решений на российские системы
В рамках достижения технологического суверенитета банк ВТБ переходит на российскую платформу технологического производства «Сфера»
НСФР предложил избавить льготных заемщиков от налога на материальную выгоду
Участники финансового рынка впервые обратили внимание на налоговые последствия для ипотечных заемщиков в ситуации высокой ключевой ставки
В России не хватает индийских рупий
Навес индийской валюты быстро иссяк, а развитие торговых отношение требует новых инструментов для привлечения в рупиях
Экономисты оценили сроки перехода ЦБ к снижению ключевой ставки
Опрос РБК: ЦБ сохранит ставку на уровне 16%, перейдет к снижению в июле—сентябре
ЕЦБ усилил давление на банки с бизнесом в России. Чем это грозит
Эксперты описали последствия давления Европейского ЦБ на Raiffeisen и UniCredit
В Госдуме предложили ограничить стоимость микрозаймов 100% годовых
«Известия»: в Госдуме предложили ограничить стоимость микрозаймов 100% годовых
Киргизский банк прекращает зачисление переводов через «Сбербанк Онлайн»
Киргизский FINCA Банк прекращает зачисление переводов через «Сбербанк Онлайн»