Автокредиты забуксовали на подъеме
Аналитики фиксируют значительный провал по выдаче автокредитов банками в августе по сравнению с июлем. Рынок автокредитования, стремительно восстанавливавшийся в начале лета после апрельского падения, столкнулся с дефицитом новых автомобилей. Значительный отложенный спрос не покрывали запасы дилеров и ограниченные поставки. Однако ситуация может стабилизироваться к октябрю, если этому не помешает возможная вторая волна пандемии.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с которыми ознакомился “Ъ”, в августе банки выдали 61,3 тыс. автокредитов на 52,8 млрд руб. По сравнению с прошлым годом в количественном выражении рынок сократился на 4%, а в объеме остался неизменным. Однако по отношению к предыдущему месяцу количество выданных кредитов упало на 14%, а объем — на 12%. С 2016 года падение выдач в августе было зафиксировано лишь в 2019 году, но тогда оно не превышало 7%. Ранее аналогичную тенденцию фиксировало агентство Frank RG, по данным которого объем выданных автокредитов в августе по сравнению с июлем сократился на 13%, до 63,1 млрд руб.
Автокредитование сильнее всех пострадало от пандемии коронавируса, потеряв в апреле в выдачах сразу 80% (см. “Ъ” от 2 июня). Но в первые летние месяцы сегмент активно восстанавливался, дойдя до показателей 2019 года. По словам гендиректора ОКБ Артура Александровича, это было обусловлено «реализацией отложенного из-за карантина спроса и действием льготных госпрограмм». Резкое снижение выдач в августе, считает он, во многом связано с сокращением на складах дилеров автомобилей «в самых ходовых комплектациях».
Банкиры также связывают падение выдач кредитов по новым автомобилям с их дефицитом. В Русфинанс-банке снижение в августе по сравнению с июлем составило 15%, в Совкомбанке — 12,3%, в ВТБ — 11%. По словам директора департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексея Бородавина, в августе спрос начал снижаться, но одновременно «на рынке возник дефицит ряда ходовых моделей». Первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский говорит, что «в ряде случаев машин не было не только в дилерских центрах, но и на центральных складах производителей».
Вместе с тем в Тинькофф-банке наблюдают рост объема выдачи в августе на 15%. Как поясняет руководитель управления автокредитования банка Кирилл Григорьев, это произошло, потому что большую часть кредитов банк предоставляет на автомобили с пробегом. Он говорит, что часть кредитных организаций уменьшила доли, что позволило банку удержаться за их счет.
Дефицита новых машин подтверждают крупнейшие дилеры. Как отмечают в «Авилоне», наблюдается дефицит на ряд моделей, в первую очередь SUV брендов Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen. В компании объясняют, что в результате карантина значительно сократились объемы производства и поставок. Проблемой, по словам собеседников “Ъ”, стал ажиотажный спрос в июле, к которому не были готовы концерны. Дефицит на ходовые модели сейчас есть и на новые автомобили, и на б/у, добавляют в «Рольфе». В «Автоспеццентре» отмечают, что если бы автомобили были в наличии, каждый дилер мог бы продать на 20% больше.
Вместе с тем участники рынка не ожидают в ближайшие месяцы сокращения объема выдач. «В сентябре они будут примерно на уровне августа,— полагает господин Александрович.— Средний размер автокредита останется на высоком уровне, поскольку из-за дефицита машин дилеры продают их без скидок и с включением дополнительного оборудования и услуг». В октябре, по его мнению, ситуация на авторынке стабилизируется, поэтому выдачи кредитов вырастут.
Автодилеры в целом согласны с такими ожиданиями. «Машины локального производства появятся на складах уже во второй половине сентября, в октябре—ноябре ситуация более или менее стабилизируется»,— считают в «Автоспеццентре». Но по импортным брендам дефицит сохранится дольше, отмечают там. Как считают в «Рольфе», поступление новых партий автомобилей будет сопровождаться постепенным ростом цен. По мнению аналитика БКС Егора Дахтлера, в сентябре—октябре динамика рынка может быть лучше, чем в августе, однако вторая волна пандемии, в случае ее возникновения, может перечеркнуть все позитивные тренды.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с которыми ознакомился “Ъ”, в августе банки выдали 61,3 тыс. автокредитов на 52,8 млрд руб. По сравнению с прошлым годом в количественном выражении рынок сократился на 4%, а в объеме остался неизменным. Однако по отношению к предыдущему месяцу количество выданных кредитов упало на 14%, а объем — на 12%. С 2016 года падение выдач в августе было зафиксировано лишь в 2019 году, но тогда оно не превышало 7%. Ранее аналогичную тенденцию фиксировало агентство Frank RG, по данным которого объем выданных автокредитов в августе по сравнению с июлем сократился на 13%, до 63,1 млрд руб.
Автокредитование сильнее всех пострадало от пандемии коронавируса, потеряв в апреле в выдачах сразу 80% (см. “Ъ” от 2 июня). Но в первые летние месяцы сегмент активно восстанавливался, дойдя до показателей 2019 года. По словам гендиректора ОКБ Артура Александровича, это было обусловлено «реализацией отложенного из-за карантина спроса и действием льготных госпрограмм». Резкое снижение выдач в августе, считает он, во многом связано с сокращением на складах дилеров автомобилей «в самых ходовых комплектациях».
Банкиры также связывают падение выдач кредитов по новым автомобилям с их дефицитом. В Русфинанс-банке снижение в августе по сравнению с июлем составило 15%, в Совкомбанке — 12,3%, в ВТБ — 11%. По словам директора департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексея Бородавина, в августе спрос начал снижаться, но одновременно «на рынке возник дефицит ряда ходовых моделей». Первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский говорит, что «в ряде случаев машин не было не только в дилерских центрах, но и на центральных складах производителей».
Вместе с тем в Тинькофф-банке наблюдают рост объема выдачи в августе на 15%. Как поясняет руководитель управления автокредитования банка Кирилл Григорьев, это произошло, потому что большую часть кредитов банк предоставляет на автомобили с пробегом. Он говорит, что часть кредитных организаций уменьшила доли, что позволило банку удержаться за их счет.
Дефицита новых машин подтверждают крупнейшие дилеры. Как отмечают в «Авилоне», наблюдается дефицит на ряд моделей, в первую очередь SUV брендов Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen. В компании объясняют, что в результате карантина значительно сократились объемы производства и поставок. Проблемой, по словам собеседников “Ъ”, стал ажиотажный спрос в июле, к которому не были готовы концерны. Дефицит на ходовые модели сейчас есть и на новые автомобили, и на б/у, добавляют в «Рольфе». В «Автоспеццентре» отмечают, что если бы автомобили были в наличии, каждый дилер мог бы продать на 20% больше.
Вместе с тем участники рынка не ожидают в ближайшие месяцы сокращения объема выдач. «В сентябре они будут примерно на уровне августа,— полагает господин Александрович.— Средний размер автокредита останется на высоком уровне, поскольку из-за дефицита машин дилеры продают их без скидок и с включением дополнительного оборудования и услуг». В октябре, по его мнению, ситуация на авторынке стабилизируется, поэтому выдачи кредитов вырастут.
Автодилеры в целом согласны с такими ожиданиями. «Машины локального производства появятся на складах уже во второй половине сентября, в октябре—ноябре ситуация более или менее стабилизируется»,— считают в «Автоспеццентре». Но по импортным брендам дефицит сохранится дольше, отмечают там. Как считают в «Рольфе», поступление новых партий автомобилей будет сопровождаться постепенным ростом цен. По мнению аналитика БКС Егора Дахтлера, в сентябре—октябре динамика рынка может быть лучше, чем в августе, однако вторая волна пандемии, в случае ее возникновения, может перечеркнуть все позитивные тренды.
Читайте также
ВТБ Мои Инвестиции назвали самые перспективные активы в третьем квартале
Эксперты ВТБ Мои Инвестиции считают текущий момент подходящим для валютной диверсификации
Системно значимые банки начали запускать социальные вклады
На текущий момент уже несколько кредитных организаций обновили депозитные тарифы на своих официальных сайтах
Заправка без очередей: в ВТБ Онлайн доступна бесконтактная оплата топлива
ВТБ запустил бесконтактную оплату топлива в онлайн-банке
В России выросли тарифы на коммунальные услуги
В России с 1 июля 2025 года проиндексированы тарифы за услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и обращению с твердыми коммунальными отходами
ВТБ запускает ИИ-агентов для сотрудников
ВТБ внедряет семейство цифровых помощников на базе больших языковых моделей для решения рабочих задач сотрудников
Зарубежным маркетплейсам грозит блокировка за нарушение закона о платформах
В кабмине намерены внести изменения в закон о «приземлении» иностранных IT-компаний
Что изменится в законах о недвижимости и ЖКХ в июле
Рост тарифов ЖКУ, новый эксперимент по онлайн-взысканию долгов за коммуналку, ужесточение выдачи ипотеки и другие законодательные новеллы
ВТБ отчитался о прибыли за пять месяцев и рассказал о будущем кредитов физлиц
За пять месяцев текущего года группа ВТБ заработала чистую прибыль в размере 233,6 млрд рублей
Выдача ипотеки упала, но и ставка тоже: итоги года без льготной ипотеки
С середины 2024 года выдача ипотечных кредитов упала более чем вдвое
Есть ли риски для обвала курса рубля в августе?
Август традиционно считается непростым месяцем для курса рубля