Банк России объяснил, можно ли «ускорить» валютный перевод
Ассоциация обратилась к регулятору на фоне существенного увеличения в последнее время сроков проведения кредитными организациями переводов в иностранной валюте: по данным банкиров, в зависимости от различных параметров средства могут идти до двух недель или даже дольше. Банки опасаются претензий со стороны клиентов и самого ЦБ, ведь в вышеуказанном законе прописан срок для перевода денежных средств — не более трех рабочих дней начиная со дня их списания с банковского счета плательщика.
«Банк России проанализировал ситуацию и в ответе Ассоциации банков России сообщил, что требования законодательства к срокам перевода распространяются исключительно на переводы денежных средств на территории Российской Федерации. Таким образом, при осуществлении перевода денежных средств, в котором банк плательщика или банк получателя средств является иностранным банком, или с участием иностранного банка — посредника в переводе денежных средств (трансграничном переводе денежных средств) данная норма не применяется», — отмечают в ассоциации «Россия».
Что тормозит переводы
СМИ уже писали о проблеме: после прекращения работы Visa, Mastercard и Western Union в России одним из самых популярных способов для пересылки денег за границу стал SWIFT-перевод, но из-за санкций от системы SWIFT были отключены крупнейшие российские банки, и межбанковский перевод валюты сейчас растягивается на недели и даже месяцы, не все переводы доходят до получателей.
В своем письме к ЦБ банки — члены ассоциации «Россия» отмечали, что затягивание процедур комплаенса в иностранных банках, являющихся корреспондентами российских банков, которые участвуют в переводе иностранной валюты, отчасти обусловлено необходимостью проведения иностранными банками дополнительных проверок в связи с санкционными ограничениями и ужесточением контроля на фоне обострения геополитической ситуации.
«Кроме того, за счет перераспределения потока валютных переводов внутри российской банковской системы возросла нагрузка на ряд иностранных банков-корреспондентов, через которые российские банки, не попавшие под санкции, стали проводить больший объем операций переводов в иностранной валюте», — указывают банкиры.
При этом открытие российскими банками новых корсчетов для перераспределения потоков переводов сейчас фактически невозможно (в том числе в банках из «дружественных» юрисдикций), а некоторые банки сталкиваются с закрытием уже существующих корсчетов.
Российские банки даже предложили уточнить в законе, что максимальные сроки устанавливаются для переводов в рублях в рамках национальной платежной системы. Но ЦБ счел это излишним, поскольку «соответствующий срок для трансграничных переводов денежных средств законодательством Российской Федерации не установлен».