Банк России отрегулирует исламский банкинг
Исламский банкинг, предполагающий отсутствие каких-либо процентных доходов, может быть узаконен в России в скором времени. Заниматься им смогут некредитные финансовые организации нового вида — организации партнерского финансирования (ОПФ). Их регулятором станет ЦБ, он же будет вести реестр таких компаний и осуществлять надзор над ними. ОПФ смогут привлекать средства от граждан и юрлиц и вкладывать их в соответствующие нормам исламского права проекты на партнерских началах, что в целом напоминает доверительное управление. ЦБ готов к инновациям, но предпочитает сначала протестировать новый режим на ограниченном круге регионов.
В распоряжении “Ъ” оказался законопроект об исламском банкинге в РФ, а точнее, законопроект «О деятельности по партнерскому финансированию» и два законопроекта-спутника к нему. По исламским законам запрещается ссужать деньги под проценты, поэтому банки, как и любые другие кредитные организации с их стандартными продуктами, не могут оказывать услуги исламского банкинга. Банки, в которые направил запрос “Ъ”, от комментариев воздержались. Во вторник, 12 июля, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что проекты законов, регулирующих исламский банкинг в России, могут быть внесены в Думу до конца недели. «Сейчас документы разосланы на согласование, а рассматриваться законы будут уже в осеннюю сессию»,— сообщил он “Ъ”.
В мае прошлого года сообщалось о создании при комитете Госдумы по финансовому рынку рабочей группы по исламским финансам, которая должна была представить точечные изменения в законы, для того чтобы простимулировать приток финансов из ОАЭ и других исламских стран. Исламский банкинг содержит ряд запретов и ограничений. Например, запрет на выплату процентов (риба) и производные от него процентные сделки; запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар); запрет на финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и др.
В пояснительной записке к основному проекту «Об ОПФ» говорится, что такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО) специального вида. Эти организации будут внесены в реестр Банка России, а также состоять в саморегулируемой организации (СРО).
ОПФ, согласно проекту, будут предоставлять финансирование посредством следующих операций:
Экономическая модель деятельности ОПФ основана на привлечении средств клиентов по договорам партнерского инвестирования и размещения их путем приобретения товаров и их последующей продажи с товарной наценкой на условиях рассрочки или отсрочки платежа либо заключения договоров лизинга. «Передавая денежные средства ОПФ, инвестор участвует в прибылях и убытках организации партнерского финансирования, что исключает гарантированный возврат вложенной суммы»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«В новой ситуации, характеризующейся разрывом связей с западными финансовыми рынками, возрастает потребность российских граждан, компаний реального сектора экономики, а также финансовых институтов в инструментах партнерского (исламского) финансирования»,— отмечают авторы проекта.
Эльвира Набиуллина, глава Банка России, на заседании Совета федерации 26 ноября 2014 года: «Представители банков обращались с тем, чтобы было введено специальное регулирование [исламского банкинга]. Мы этот вопрос сейчас изучаем».
Банк России в целом поддерживает развитие правовых условий функционирования партнерского финансирования. «Это даст большие возможности для развития кредитования экономики и развития финансового сектора,— указывают там.— Вместе с тем проект требует тщательного обсуждения». Банк России полагает возможным развивать систему партнерского финансирования поэтапно, в том числе создавая условия регуляторного эксперимента, пояснили в ЦБ.
Исламский банкинг — очень специфическая и долгоиграющая тема, указывает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Одним из документов, которые предполагается внести в Думу на этой неделе, является проект закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налогообложение операций партнерского финансирования" в Чеченской Республике, а также в республиках Татарстан, Башкортостан и Дагестан». Согласно ему, эксперимент будет проводиться с 2023 по 2025 год и предполагает освобождение ряда операций ОПФ от налога на добавленную стоимость и на прибыль.
В распоряжении “Ъ” оказался законопроект об исламском банкинге в РФ, а точнее, законопроект «О деятельности по партнерскому финансированию» и два законопроекта-спутника к нему. По исламским законам запрещается ссужать деньги под проценты, поэтому банки, как и любые другие кредитные организации с их стандартными продуктами, не могут оказывать услуги исламского банкинга. Банки, в которые направил запрос “Ъ”, от комментариев воздержались. Во вторник, 12 июля, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что проекты законов, регулирующих исламский банкинг в России, могут быть внесены в Думу до конца недели. «Сейчас документы разосланы на согласование, а рассматриваться законы будут уже в осеннюю сессию»,— сообщил он “Ъ”.
В мае прошлого года сообщалось о создании при комитете Госдумы по финансовому рынку рабочей группы по исламским финансам, которая должна была представить точечные изменения в законы, для того чтобы простимулировать приток финансов из ОАЭ и других исламских стран. Исламский банкинг содержит ряд запретов и ограничений. Например, запрет на выплату процентов (риба) и производные от него процентные сделки; запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар); запрет на финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и др.
В пояснительной записке к основному проекту «Об ОПФ» говорится, что такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО) специального вида. Эти организации будут внесены в реестр Банка России, а также состоять в саморегулируемой организации (СРО).
ОПФ, согласно проекту, будут предоставлять финансирование посредством следующих операций:
- предоставление денежных займов юридическим и физлицам без взимания вознаграждения;
- финансирование их в качестве торгового посредника путем заключения договоров купли-продажи с условием о рассрочке (отсрочке) платежа или договоров финансовой аренды (лизинга);
- финансирование производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юрлиц и (или) на условиях партнерства;
- предоставление поручительств.
Экономическая модель деятельности ОПФ основана на привлечении средств клиентов по договорам партнерского инвестирования и размещения их путем приобретения товаров и их последующей продажи с товарной наценкой на условиях рассрочки или отсрочки платежа либо заключения договоров лизинга. «Передавая денежные средства ОПФ, инвестор участвует в прибылях и убытках организации партнерского финансирования, что исключает гарантированный возврат вложенной суммы»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«В новой ситуации, характеризующейся разрывом связей с западными финансовыми рынками, возрастает потребность российских граждан, компаний реального сектора экономики, а также финансовых институтов в инструментах партнерского (исламского) финансирования»,— отмечают авторы проекта.
Эльвира Набиуллина, глава Банка России, на заседании Совета федерации 26 ноября 2014 года: «Представители банков обращались с тем, чтобы было введено специальное регулирование [исламского банкинга]. Мы этот вопрос сейчас изучаем».
Банк России в целом поддерживает развитие правовых условий функционирования партнерского финансирования. «Это даст большие возможности для развития кредитования экономики и развития финансового сектора,— указывают там.— Вместе с тем проект требует тщательного обсуждения». Банк России полагает возможным развивать систему партнерского финансирования поэтапно, в том числе создавая условия регуляторного эксперимента, пояснили в ЦБ.
Исламский банкинг — очень специфическая и долгоиграющая тема, указывает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Одним из документов, которые предполагается внести в Думу на этой неделе, является проект закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налогообложение операций партнерского финансирования" в Чеченской Республике, а также в республиках Татарстан, Башкортостан и Дагестан». Согласно ему, эксперимент будет проводиться с 2023 по 2025 год и предполагает освобождение ряда операций ОПФ от налога на добавленную стоимость и на прибыль.
Читайте также
ВТБ: спрос на страхование от мошенничества и сезонных рисков удвоился
ВТБ зафиксировал рекордный рост онлайн-страхования
Российские банки в 2025 году могут получить чистую прибыль на уровне 3,6–3,7 трлн руб.
Тем не менее финансовые результаты российского банковского сектора за первое полугодие 2025 года наверняка будут слабее, чем за аналогичный период 2024-го
Названа средняя сумма переводов, которые россияне отправляют через СБП
Cредний чек перевода через Систему быстрых платежей в первой половине года вырос на 47%
Жилье в новостройках России подорожало на 17,9% за год
Средняя строящаяся квартира продана за 9,7 млн руб. в первом полугодии 2025 года
Выдачи кредитов пошли в рост впервые за полгода
Выдачи пошли вверх после того, как 6 июня ЦБ впервые за три года снизил ключевую ставку
Банк маркетплейса Wildberries предложил услугу по денежным переводам за рубеж
С помощью партнера — системы переводов Квикпэй клиентам маркетплейса стали доступны транзакции в страны СНГ
Минпромторг рассказал о работе программ по льготному автокредитованию
В России в I полугодии реализовали более 82,4 тыс машин на льготных условиях
Банк не вернет деньги, украденные мошенниками у детей с карты родителей
Юрист пояснил, в каком случае потерпевшим остается только обращаться в полицию
Количество выданных кредитных карт во втором квартале сократилось на 1,8%
При этом это самый низкий квартальный показатель числа выданных кредиток за последний год
Банк России уточнил критерии для получения статуса квалифицированного инвестора
Указание вступит в силу 28 июля 2025 года