Bloomberg: экономика России вернется к уровню 2021 года лишь к концу десятилетия
Два из трех прогнозных сценариев предполагают ускорение экономического спада в следующем году. Согласно им, экономика вернется на уровень, который был до спецоперации России на территории Украины лишь в конце десятилетия или даже позже. Согласно инерционному сценарию, падение экономики достигнет нижней точки в следующем году: сокращение ВВП в 2023 году составит 8,3% относительно уровня 2021 года. Стрессовый сценарий предполагает достижение дна в 2024 году, когда экономика рухнет на 11,9% относительно прошлогоднего показателя.
Все представленные сценарии исходят из того, что санкционное давление будет усиливаться и больше стран может присоединиться к антироссийским ограничительным мерами. Резкий отказ Европы от российского нефти и газа даже может ударить по способности страны обеспечивать свой внутренний рынок.
Помимо самих ограничительных мер, которые охватывают около четверти российского импорта и экспорта, в исследовании отмечается, что Россия столкнулась с «блокадой», которая «затронула почти все виды транспорта», еще больше отрезая экономику страны от мировой. Технологические и финансовые ограничения еще больше усиливают это давление. Согласно оценкам, содержащимся в прогнозе, порядка 200 тысяч IT-специалистов могут покинуть страну к 2025.
Согласно документу, в течение года или двух будет происходить снижение производства в ряде экспортоориентированных отраслей – от нефтегазовой промышленности до металлургического, химического и лесообрабатывающего сектора. Хотя возможно некоторое последующее восстановление, но «эти сектора перестанут быть драйверами экономического развития».
Полное прекращение поставок российского газа в Европу может стоить России 400 млрд рублей недополученных налоговых поступлений в год. Полностью компенсировать этот рынок за счет других рынков будет невозможно даже в среднесрочной перспективе, полагают авторы исследования. В результате придется сократить добычу газа, что ставит вопрос о достижении целей по внутренним поставкам газа. Отсутствие технологий, необходимых для запуска производства сжиженного природного газа (СПГ), является «критическим» и может помешать строительству новых заводов по производству СПГ.
Планы Европы прекратить импорт нефтепродуктов из России – то есть рынка, на который в прошлом году приходилось 55% экспорта – может вызвать резкое сокращение производства, что приведет к дефициту топлива и на внутреннем рынке. Металлургические сектор ежегодно будет терять из-за санкций $5,7 млрд, отмечается в исследовании.
Если же в мировой экономике наступит рецессия, экспорт из России может еще больше пострадать, поскольку страна является «компенсирующим поставщиком» на глобальных рынках и спрос на ее продукцию исчезнет первым. Это может спровоцировать падение рубли и всплеск инфляции.
Со стороны импорта основной краткосрочный риск заключается в приостановке производства из-за нехватки импортного сырьевых товаров и компонентов. В долгосрочной перспективе невозможность ремонта импортного оборудования может ограничить последующий рост. «Для некоторых важнейших импортных товаров просто нет альтернативы», — говорится в докладе.
Даже в сельском хозяйстве зависимость от ключевых ресурсов может заставить россиян сократить потребление продуктов питания, по мере того как поставки этого сектора будут сокращаться.
Ограничение на доступ к западным технологиям может привести к отставании России на одно поколения или даже два, поскольку страна будет вынуждена переориентироваться на менее современные альтернативные рынки, таки как Китай или Юго-Восточная Азия.