До мошенников не дозвониться

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

До мошенников не дозвониться

На 14 сентября запланирован круглый стол ОНФ с участием представителей Минцифры, ЦБ, правоохранительных органов и операторов связи по вопросам борьбы с телефонными мошенниками. Идеи самого ОНФ в этом направлении министерство не поддержало, но предложило свои, также требующие изменений в законодательстве. Эксперты отмечают, что усиление давления на мошенников угрожает и добросовестным участникам рынка.

“Ъ” ознакомился с ответом Минцифры на предложения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) по препятствованию телефонному мошенничеству (см. “Ъ” 24 августа).

Одной из идей ОНФ было введение уголовной ответственности за организацию сервиса по подмене телефонных номеров и, возможно, сам процесс подмены. Также организация предлагала обязать операторов бесплатно предупреждать абонентов о подозрительных звонках и блокировать их без санкции суда. В Минцифры эти мысли не поддержали, считая ст. 159 о мошенничестве достаточной, а также ссылаясь на постановление пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 года №48, в котором отмечается, что «создание сервисов по подмене телефонных номеров является одним из способов совершения мошеннических действий, уголовная ответственность за которые установлена действующим законодательством».

По вопросу блокировки телефонных номеров, имеющих признаки мошеннических, Минсвязи отсылает к ч. 10 ст. 46 закона «О связи», которая дополнена положениями, «устанавливающими обязанность операторов связи прекратить оказание услуг связи и услуг по пропуску трафика в свою сеть связи» в случае выявления определенных признаков, перечисленных в законе.

Однако банкиры согласны с ОНФ в том, что существующие меры ответственности на практике не работают. В банке «Тинькофф» не видят снижения количества попыток телефонного мошенничества, включая подмену номера, скорее тенденция обратная, поясняет представитель банка. «Необходимо рассмотреть возможность приравнивания деятельности телефонных мошенников к деятельности организованных преступных сообществ и внести в законодательство соответствующие изменения»,— уверены в РНКБ.

Минцифры, со своей стороны, прорабатывает вопрос установления административной ответственности за подмену номера. Также министерство направило в Минюст предложения изменений в КоАП РФ в части усиления ответственности за несоблюдение операторами связи требований по регистрации сведений о пользователях услугами связи абонентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателе. Речь идет также о создании на базе радиочастотной службы Роскомнадзора специальной системы, которая позволит подтверждать факт инициирования вызова в процессе осуществления соединения. При отсутствии такого подтверждения оператор связи, транслирующий вызов, обязан будет прекратить пропуск соединения, пояснили в Минцифры.

«В законе "О связи" уже прописана обязанность передачи номера в неизменном виде и уникального кода идентификации, однако ответственность за нарушение не предусмотрена,— отметили в МТС.— Но необходимо понять, почему существующих правовых инструментов недостаточно для расследования и привлечения к ответственности за мошенничество с подменой номеров».

По словам управляющего партнера юридической группы «Шипович и партнеры» Дениса Шиповича, «нормы об уголовной ответственности сами по себе неэффективны для борьбы с этой проблемой». Во-первых, поясняет он, в подавляющем большинстве случаев к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ оказывается некого привлекать, так как найти нарушителей «не представляется возможным». Во-вторых, добавляет юрист, злоумышленники часто действуют на территории других государств, и по факту российские правоохранители «не в состоянии до них дотянуться».

При этом эксперты предупреждают, что борьба со звонками с подменных номеров имеет обратную сторону. По словам управляющего директора RTM Group Евгения Царева, есть риск, что пострадают добросовестные компании. «Особенно с распространением удаленной работы все чаще компании используют технологию подмены номера, своего собственного, оформленного официально на организацию, указанного на сайте, чтобы у клиентов и партнеров высвечивался единый номер»,— поясняет он. Разные подходы к решению проблемы телефонного мошенничества планируется обсудить 14 сентября на организованном ОНФ круглом столе при участии представителей Минцифры, правозащитников, ЦБ, Генпрокуратуры, «Ростелекома» и крупнейших частных операторов.

Ксения Дементьева, Юлия Пославская, Анастасия Гаврилюк

Источник: Газета «Коммерсантъ» №165 от 14.09.2021
Тэги:

Читайте также

Сервис «наличные на кассе» доступен во всех районах Татарстана
Сервис позволяет снимать наличные деньги с карты одновременно с покупкой на кассе магазина или автозаправки
Выгодная тройка: самые доходные краткосрочные рублевые вклады, июль 2025
Выгодная тройка: самые доходные краткосрочные рублевые вклады, июль 2025
Рассмотрим вклады на сумму в 300 тысяч рублей при условии размещения на 3 месяца в отделениях банков Казани
Банки предложили ввести десятилетний запрет на кредиты для банкротов
Ассоциация банков видит рост махинаций с процедурой несостоятельности
ВТБ запустит цифрового помощника для предугадывания желаний клиентов
ВТБ готовит к запуску цифрового помощника, который с помощью технологий искусственного интеллекта будет предугадывать желания клиентов
Абсолют Банк снизил ставки по ипотеке
С 3 июля 2025 года Абсолют Банк снижает ставки по ипотеке
Бизнес и экономика адаптируются к высоким процентным ставкам
Несмотря на длительный период высоких процентных ставок, российский бизнес проявил устойчивость
Набиуллина назвала условия для более быстрого снижения ставки
Набиуллина назвала снижение инфляции условием для более быстрого снижения ставки
Семейная ипотека на вторичку: первые итоги и трудности реализации
Доля вторички по семейной ипотеке составила 4%
Крупнейшие российские банки продолжают снижать ставки по вкладам
Marcs: крупные российские банки продолжают снижать ставки по вкладам
Набиуллина предупредила о грядущих «неспокойных временах»
Набиуллина: впереди Россию ждут очень неспокойные времена