Доля операций с наличными выросла впервые за два года
Мастер над монетой
В последние годы в России планомерно сокращался оборот наличных: в 2019 году доля операций с живыми деньгами (платежи, снятия в банкоматах) составляла 65%, а в феврале 2022-го уменьшилась почти в два раза — до 38%. Об этом «Известиям» сообщила аналитик оператора фискальных данных (ОФД) сервиса «Контур.Маркет» Дарья Жигалина. При этом, по ее информации, в марте 2022 года этот показатель вырос сразу на 3 п.п., до 41%. В частности, доля наличных оплат в Москве и Московской области увеличилась с 26 до 30%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — с 22 до 25%, в Екатеринбурге и Свердловской области — с 35 до 37%.
Одна из причин того, что россияне стали пользоваться наличкой, связана с ограничением на платежи картами Visa и Mastercard через Apple Pay и Google Pay — из-за этого граждане предпочитали иметь при себе кэш, предположила Дарья Жигалина. Вместе с тем кредитные организации отмечают повышенный спрос на карты с национальной платежной системой «Мир», что позволит вернуть долю операций на уровень до введения ограничений, полагает аналитик.
По данным ресурса «Чек Индекс», который анализирует обезличенные сведения из ОФД, в марте доля наличных трат выросла на 4 п.п. по сравнению с показателем на 20 февраля — до 43%. Представитель ресурса сообщил «Известиям», что больше всего (на 5–7 п.п.) доля трат живыми деньгами увеличилась в секторе электроники и бытовой техники, товаров для строительства и ремонта, а также в сегментах ювелирной продукции и одежды. «Известия» направили запросы в другие крупнейшие ОФД.
Доля россиян, предпочитающих совершать безналичные платежи, сократилась с 72% в среднем за последний год до 68% в последние дни, сообщили «Известиям» в НАФИ. В аналитическом центре отметили, что клиенты многих банков в считаные дни столкнулись с невозможностью оплаты покупок онлайн, использования карт за границей, со сбоями в работе терминалов и другими проблемами. По оценкам Экспобанка, объем наличных трансакций увеличился не более чем на 10–15% в марте по отношению к февралю.
Спрос на снятие денег в конце февраля-марте был выше среднестатистических показателей в два раза в «Синаре» (ранее — СКБ-банк), на 30% — в УБРиР и «Дом.РФ», сообщили «Известиям» их представители. Рост спроса также зафиксировали в «Зените». По данным ЦБ, за последний месяц зимы средства граждан в кредитных организациях сократились на 1,2 трлн рублей. Это обусловлено внешнеэкономическими факторами и опасениями людей по поводу сохранности их сбережений, пояснили в «Синаре», добавив, что затем объем выдачи денег вернулся к нормальным значениям.
Что не так с наличкой
Снятые в период неопределенности деньги россияне теперь тратят — то есть их объем в обращении будет снова постепенно сокращаться по мере стабилизации ситуации на финрынке, полагает руководитель направления исследований финансового центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. В последние годы безналичные платежи росли на фоне доверия к системе, широкой линейки инноваций и возможностей людей использовать удобную безналичную оплату практически в любых платежных сценариях, напомнил эксперт. Кроме того, с начала пандемии коронавируса в России активно развивалась онлайн-торговля.
Новый виток безналичных платежей может произойти в том случае, если у россиян будут альтернативы привычным Pay-сервисам, полагает эксперт. На данный момент на территории России в штатном режиме можно платить всеми пластиковыми картами с любой платежной системой. Неудобство связано с необходимостью вводить пин-код при покупках свыше 3 тыс. рублей по «Миру» и Visa, 5 тыс. рублей — по Mastercard (торговая точка может снизить этот порог). На смартфонах с Android по-прежнему можно использовать сервисы Mir Pay, Samsung Pay, SberPay. Также в России на любом телефоне доступны платежи по QR-кодам через СБП.
Людям удобнее делать покупки по безналу — нет необходимости носить с собой много купюр, хранить, пересчитывать их, сталкиваться с отсутствием сдачи, бояться потерять или быть обокраденным, отметил главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман. Кроме того, по картам можно получать бонусы и кешбэки. Для банков благодаря безналу снижаются затраты на перевозку, хранение, охрану, пересчет купюр и монет, увеличиваются доходы от эквайринга с торговых точек, добавил он.
— В целом для экономики увеличение доли наличных денег в обращении неблагоприятно. Возрастает риск подделок, иных злоупотреблений. Эти деньги хуже поддаются контролю. Помимо этого, повышаются расходы на выпуск и обслуживание денежной массы. Кроме того, относительно замедляется денежный оборот, что требует дополнительной эмиссии, способствующей инфляции. Снижается прозрачность платежей и финансового оборота, усиливается возможность теневой экономики, злоупотреблений, коррупции, финансирования преступной деятельности, — пояснил Марк Гойхман.
По оценкам ЦБ, доля безналичных платежей в торговой рознице в России по итогам 2021 года достигла 73%. В стратегии развития национальной платежной системы говорится, что к 2023-му планируется довести этот показатель до 75%. «Известия» направили запрос в ЦБ.