Гражданам не хватает на автокредиты

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Гражданам не хватает на автокредиты

В сегменте автокредитования уже второй месяц снижаются выдачи в количественном и объемном выражении. Этому способствовало снижение доходов населения, а также отказ от перезапуска госпрограмм льготного автокредитования. Уровень просроченной задолженности вырос на 5% с начала года. Банки и дилеры в таких условиях перестраивают работу, акцентируя ее на вторичном рынке, хотя и его возможности уже ограничены.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2021 года было выдано 84,9 тыс. автокредитов на сумму в почти 93 млрд руб. Однако этот результат существенно ниже майского (88,7 тыс. автокредитов на 98,2 млрд. руб.) и апрельского (107,8 тыс. кредитов на 112,8 млрд руб.). Даже по сравнению июньским показателям прошлого года объем выдачи вырос на символические 1,6%. Средний размер автокредита держится в районе 1,1 млн руб.

Снижение спроса на автокредиты связано с отсутствием продаж по госпрограммам льготного автокредитования, поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Программа была прервана в середине февраля из-за исчерпания выделенных бюджетных средств, но участники рынка несколько месяцев ожидали перезапуска. Был даже утвержден объем бюджетных средств на ее реализацию, однако в июле от перезапуска было решено отказаться. Выделенные лимиты финансирования отозвали (см. “Ъ” от 16 июля).

Программа распространялась на автомобили, произведенные или собранные в России, стоимостью не более 1,5 млн руб. По данным НБКИ, наиболее существенно (на 5%) снижение выдачи произошло по кредитам на 100–500 тыс. руб., в сегменте 0,5–1 млн руб.— на 4,7%. Между тем в сегменте 1–3 млн руб. объем выдачи сократился лишь на 2,6%.

Пик спроса на автокредиты пришелся на весну, говорят участники рынка. В июне заявок оказалось меньше, чем в мае, хотя традиционно бывает наоборот — в мае заявок на 10–15% меньше, чем в июне, отмечает руководитель управления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев. По его словам, сокращение выдачи продолжилось и в июле. Так же динамику оценивает и директор по развитию розничного бизнеса РГС-банка Марина Дембицкая.

«Снижается и уровень кредитоспособности клиентов, что ведет к уменьшению количества одобряемых заявок. Дефицит автомобилей отразился на росте цены для клиента и на увеличении комиссии, которую выставляют дилеры банкам за оформление кредита. Как следствие, снижается экономика кредитов, и банки уменьшают количество одобряемых заявок»,— поясняет Кирилл Григорьев.

Впрочем, некоторые участники рынка настроены более оптимистично. Пауза, связанная с отсутствием госпрограммы, вряд ли охладит рынок новых автомобилей, так как спрос сформирован на ближайшие полгода, указывает директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин. По его словам, спрос на кредиты сохраняется «из-за опасений дальнейшего повышения стоимости автомобилей и дефицита предложения, когда покупатель автомобиля ожидает поставок от двух до десяти месяцев». Даже при отсутствии господдержки сегмента какой-то заметной просадки рынка во втором полугодии не ожидается, считает господин Бородавин.

В условиях стагнации реальных доходов населения спрос на покупку автомобиля в кредит останется высоким, согласен старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин. Автокредит для россиян останется основным инструментом быстрого обновления автопарка, несмотря на возможную стагнацию рынка и рост ключевой ставки, отмечают в ОТП-банке.

Дальнейшее развитие сегмента будет также зависеть и от ситуации с реальными доходами потенциальных заемщиков, добавляет господин Волков. С начала года показатель просроченной задолженности на рынке автокредитования вырос на 5% и сейчас находится в пределах 57 млрд руб., приводит данные президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. Но если экономическая ситуация не ухудшится, риска массовых дефолтов ожидать не стоит, уверен он.

Однозначный тренд следующих месяцев — переориентация на вторичный рынок. Как отмечает госпожа Дембицкая, «банки порой предлагают более интересные тарифы на автомобили с пробегом, чем на новые авто. А дилеры на фоне дефицита автомобилей часто отказываются продавать наиболее востребованные позиции без кредита». Доля выданных автокредитов на машины с пробегом, по данным эксперта, за пять месяцев планомерно увеличивалась — с 26,6% до 35,5% в количественном и с 20,7% до 25,7% в объемном показателях.

Полина Трифонова

Источник: Газета "Коммерсантъ" №132 от 29.07.2021
Тэги:

Читайте также

Клиентам банка «Открытие» доступно подключение ВТБ Мобайл
Клиенты «Открытия» могут подключиться к оператору мобильной связи ВТБ Мобайл
Минфин обсудит исключение из льготной ипотеки семей с высокими доходами
Власти начали обсуждать вопрос об исключении заемщиков с высокими зарплатами из программы семейной ипотеки
ЦБ впервые ужесточил требования к выдаче автокредитов
С 1 июля российские банки будут обязаны применять повышенные коэффициенты риска по автокредитам
В Думе предложили запретить организацию обращения криптовалют с сентября
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют с 1 сентября
ЦБ продлил период жесткой монетарной политики
При каких условиях регулятор может вернуться к повышению ставки
В России начали массово блокировать сим-карты
Операторы связи ежемесячно блокируют порядка 300 тыс. телефонных номеров в рамках борьбы с серыми сим-картами
Россияне придумали, как зарабатывать с помощью кредиток: в ЦБ описали схему
На рынке сложилась ситуация, в которой россиянам выгоднее получаемые доходы размещать на депозитах
При покупке жилья за материнский капитал потребуется подтвердить его пригодность
При покупке жилья за материнский капитал потребуется подтвердить его пригодность
Минфин заявил, что семейную ипотеку продлят минимум для семей с детьми младше шести лет
Как отметил замглавы ведомства Иван Чебесков, "это поручение президента"
Набиуллина пояснила, почему не стоит ждать снижения ключевой ставки
Центробанк не исключает вероятность сохранения ключевой ставки на уровне 16% до конца года