Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Карты из России биты

Спрос на карты китайской UnionPay продолжает расти. По экспертным оценкам, число эмитированных карт системы в РФ на сегодняшний день около полумиллиона, это в десять раз больше, чем на начало марта. Существенная часть из них — виртуальные, то есть предполагают использование для оплаты товаров в интернет-магазинах. Но с этим, выяснилось после получения карт, как раз есть проблемы. Многие иностранные магазины и их банки-эквайеры отсекают любые платежи с карт, выпущенных в РФ, в том числе и UnionPay. Повлиять на эту ситуацию могла бы сама система, потребовав от эквайеров на местах исполнять обязательства. Но в UnionPay предпочитают не вмешиваться.

На днях «Русский стандарт» и МТС-банк начали выпуск карт платежной системы (ПС) UnionPay. Таким образом, число банков-эмитентов ПС в РФ выросло до десяти кредитных организаций. При этом спрос на UnionPay остается ажиотажным. Если до введения санкций объем эмиссии карт этой ПС в стране оценивался в 50 тыс. штук, то сейчас, даже по самым скромным подсчетам экспертов, речь идет уже о 500 тыс. штук. При этом существенная доля выпущенных в последнее время карт — виртуальные, для оплаты товаров и услуг, бронирования и прочего в интернете.

В начале марта международные платежные системы (МПС), крупнейшие из которых Visa и MasterCard, приняли решение приостановить работу в РФ. Карты перестали работать за границей, в том числе для совершения покупок в иностранных онлайн-магазинах. Из МПС на рынке РФ осталась только UnionPay. Она работает в 180 странах, в том числе в СШA и ЕС.

На фоне ажиотажного спроса стоимость выпуска и обслуживания карт UnionPay уже составляет от нескольких тысяч до более чем 10 тыс. руб. в год. Однако, свидетельствуют многочисленные жалобы в социальных сетях и на профильных форумах, свои задачи карта выполняет далеко не всегда.

Протестировать UnionPay за рубежом физически в нынешней ситуации удалось лишь единицам, и отзывы разные. Так, в США карту почти нигде не приняли, жалуется один из ее держателей, хотя в других странах пока о таких проблемах неизвестно. Более актуально, что и покупки в интернете оплачивать картой UnionPay часто не удается. Банки наличие проблемы не афишируют, но в колл-центрах, которые обзвонил “Ъ”, не стали скрывать, что невозможность оплаты — распространенное явление. На официальные запросы ни в одном из банков, выпускающих карты UnionPay в РФ, не ответили.

В неофициальных беседах банкиры рассказывают, что проблема в иностранных онлайн-магазинах, которые на фоне конфликта РФ с Украиной решили просто не обслуживать россиян, хотя санкции этого и не предусматривают. «Такие игроки дают распоряжение банкам-эквайерам не проводить платежи по картам, выпущенным в РФ, вне зависимости от ПС»,— говорит один из источников “Ъ”.

Как поясняет исполнительный директор «Национальной платежной ассоциации» Мария Михайлова, торговая точка не имеет доступа к таблице БИНов платежной системы, он есть только у банков—участников ПС. БИН — первые шесть цифр номера карты, содержащие информацию в том числе о стране выпуска. «Выбирать, чьи карты принимать, а чьи не принимать, можно только на уровне эквайера»,— уточняет госпожа Михайлова.

По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, возможные в таких ситуациях ограничения наверняка связаны с простым технологическим решением — вместо того, чтобы разбираться, под санкциями банк, который выпустил карту, или нет, торговые точки предпочитают заблокировать всю страну. Но, подчеркивает эксперт, по правилам ПС банки-эквайеры не имеют права дискриминировать карту по стране выпуска.

Повлиять на ситуацию могла бы сама UnionPay, соглашается госпожа Михайлова. «Основной задачей любой ПС является обеспечение выполнения ее участниками единых правил и принципов обслуживания всех держателей карт системы,— подчеркивает она.— МПС имеют многолетние выстроенные механизмы по мониторингу качества работы инфраструктуры. Это обязанность платежной системы обеспечить прием эквайером всех карт ПС». Впрочем, в UnionPay, похоже, предпочитают в ситуацию не вмешиваться, на запрос “Ъ” в платежной системе не ответили.

Ксения Дементьева, Максим Буйлов, Юлия Пославская

Источник: Газета «Коммерсантъ» №64 от 13.04.2022
Тэги:

Читайте также

GetFinance предоставит поставщикам АО «Уфанет» доступ к онлайн-факторингу в упрощенном порядке
Поставщики и подрядчики крупного телекоммуникационного оператора связи АО «Уфанет» в упрощенном порядке получат финансирование
ВТБ запускает в интернет-банке оплату счетов по QR-кодам
ВТБ первым на рынке внедрил возможность оплаты услуг по QR-кодам в web-версии ВТБ Онлайн
Годовая инфляция в Республике Татарстан в апреле 2022 года ускорилась до 18,59%
Годовая инфляция в Республике Татарстан в апреле 2022 года ускорилась до 18,59% после 18,08% в марте.
ЦБ расправит «плечи»
Регулятор рекомендует брокерам не судиться с неквалифицированными клиентами
Экономисты предупредили о риске «голландской болезни» из-за курса рубля
Но, по оценке властей, его укрепление уже достигло пика
Выгодная тройка: самые доходные рублевые вклады на 6 месяцев
Выгодная тройка: самые доходные рублевые вклады на 6 месяцев

Рассмотрим вклады на сумму 500 тысяч рублей при условии размещения на полгода в отделениях банков Казани

Банковская отчетность стала жертвой оговорки
Аудитор KPMG указал «Уралсибу» на недорезервирование
Российские банки стали доплачивать за размещение долларов
Банкам стал дороже обходиться обмен долларов на рубли, чем прямые займы в рублях
МВФ: миру угрожает раскол — экономика в худшем состоянии со времен Второй мировой
Мировая экономика в настоящее время, возможно, находится в худшем состоянии со времен Второй мировой войны
ЦБ: максимальная «региональная» инфляция достигла 23,9%
Рост издержек производителей негативно отразился на ценовой динамике в большинстве регионов РФ