Карты из России биты

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Карты из России биты

Спрос на карты китайской UnionPay продолжает расти. По экспертным оценкам, число эмитированных карт системы в РФ на сегодняшний день около полумиллиона, это в десять раз больше, чем на начало марта. Существенная часть из них — виртуальные, то есть предполагают использование для оплаты товаров в интернет-магазинах. Но с этим, выяснилось после получения карт, как раз есть проблемы. Многие иностранные магазины и их банки-эквайеры отсекают любые платежи с карт, выпущенных в РФ, в том числе и UnionPay. Повлиять на эту ситуацию могла бы сама система, потребовав от эквайеров на местах исполнять обязательства. Но в UnionPay предпочитают не вмешиваться.

На днях «Русский стандарт» и МТС-банк начали выпуск карт платежной системы (ПС) UnionPay. Таким образом, число банков-эмитентов ПС в РФ выросло до десяти кредитных организаций. При этом спрос на UnionPay остается ажиотажным. Если до введения санкций объем эмиссии карт этой ПС в стране оценивался в 50 тыс. штук, то сейчас, даже по самым скромным подсчетам экспертов, речь идет уже о 500 тыс. штук. При этом существенная доля выпущенных в последнее время карт — виртуальные, для оплаты товаров и услуг, бронирования и прочего в интернете.

В начале марта международные платежные системы (МПС), крупнейшие из которых Visa и MasterCard, приняли решение приостановить работу в РФ. Карты перестали работать за границей, в том числе для совершения покупок в иностранных онлайн-магазинах. Из МПС на рынке РФ осталась только UnionPay. Она работает в 180 странах, в том числе в СШA и ЕС.

На фоне ажиотажного спроса стоимость выпуска и обслуживания карт UnionPay уже составляет от нескольких тысяч до более чем 10 тыс. руб. в год. Однако, свидетельствуют многочисленные жалобы в социальных сетях и на профильных форумах, свои задачи карта выполняет далеко не всегда.

Протестировать UnionPay за рубежом физически в нынешней ситуации удалось лишь единицам, и отзывы разные. Так, в США карту почти нигде не приняли, жалуется один из ее держателей, хотя в других странах пока о таких проблемах неизвестно. Более актуально, что и покупки в интернете оплачивать картой UnionPay часто не удается. Банки наличие проблемы не афишируют, но в колл-центрах, которые обзвонил “Ъ”, не стали скрывать, что невозможность оплаты — распространенное явление. На официальные запросы ни в одном из банков, выпускающих карты UnionPay в РФ, не ответили.

В неофициальных беседах банкиры рассказывают, что проблема в иностранных онлайн-магазинах, которые на фоне конфликта РФ с Украиной решили просто не обслуживать россиян, хотя санкции этого и не предусматривают. «Такие игроки дают распоряжение банкам-эквайерам не проводить платежи по картам, выпущенным в РФ, вне зависимости от ПС»,— говорит один из источников “Ъ”.

Как поясняет исполнительный директор «Национальной платежной ассоциации» Мария Михайлова, торговая точка не имеет доступа к таблице БИНов платежной системы, он есть только у банков—участников ПС. БИН — первые шесть цифр номера карты, содержащие информацию в том числе о стране выпуска. «Выбирать, чьи карты принимать, а чьи не принимать, можно только на уровне эквайера»,— уточняет госпожа Михайлова.

По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, возможные в таких ситуациях ограничения наверняка связаны с простым технологическим решением — вместо того, чтобы разбираться, под санкциями банк, который выпустил карту, или нет, торговые точки предпочитают заблокировать всю страну. Но, подчеркивает эксперт, по правилам ПС банки-эквайеры не имеют права дискриминировать карту по стране выпуска.

Повлиять на ситуацию могла бы сама UnionPay, соглашается госпожа Михайлова. «Основной задачей любой ПС является обеспечение выполнения ее участниками единых правил и принципов обслуживания всех держателей карт системы,— подчеркивает она.— МПС имеют многолетние выстроенные механизмы по мониторингу качества работы инфраструктуры. Это обязанность платежной системы обеспечить прием эквайером всех карт ПС». Впрочем, в UnionPay, похоже, предпочитают в ситуацию не вмешиваться, на запрос “Ъ” в платежной системе не ответили.

Ксения Дементьева, Максим Буйлов, Юлия Пославская

Источник: Газета «Коммерсантъ» №64 от 13.04.2022
Тэги:

Читайте также

ВТБ определил топ-3 актуальных схем телефонного мошенничества
ВТБ определил три самые распространенные схемы телефонного мошенничества
Банк Уралсиб повысил ставки по вкладам «Доход» и «Почетный пенсионер»
Банк Уралсиб повысил ставки по рублевым вкладам вида «Доход» и вкладам «Почетный пенсионер» на всех сроках размещения средств
Технологии Big Data помогают зарабатывать клиентам ВТБ
ВТБ развивает собственную аналитическую платформу, реализованную на базе технологий Big Data
Банки начали отменять комиссии с застройщиков при выдаче ипотеки
Что это значит для цен на жилье и ставок по кредитам
ЦБ хочет ввести трехдневный период “охлаждения” после погашения займа в МФО
Регулятор также хочет ограничить количество займов в одни руки
ЦБ временно разрешил банкам не сдерживать ставки по ипотеке
До апреля 2025 года российские банки смогут устанавливать ставки по ипотеке без ограничений, решил ЦБ
Власти введут запрет взыскания «меченых» денег оборонных заводов
Почему потребовалась «защита» счетов предприятий
Аналитики предсказали новый уровень ключевой ставки
На заседании 25 октября Банк России повысит ключевую ставку минимум до 20%
OFAC изучает работу регистраторов в России на предмет введения санкций
Минфин США заинтересовался ими после того, как по указу президента они получили возможность учитывать заблокированные акции, минуя Национальный расчетный депозитарий
ЦБ указал банкам ускорить внесение в свои системы данных о мошенниках
Банк России определил сроки, в течение которых банки обязаны вносить реквизиты злоумышленников из базы данных регулятора в собственные системы противодействия подозрительным операциям