Карты позвали к телефону

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Карты позвали к телефону

ЦБ прорабатывает возможность создания универсального платежного приложения для смартфона, к которому можно было бы привязать выпущенные российскими банками карты международных платежных систем. Один из вариантов — доработка «СБПэй», который сейчас внедряется банками. Однако есть риск, что в результате этот платежный сервис, который остается единственным в России, действующим на смартфонах Apple, тоже будет заблокирован.

Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявила на ПМЭФ, что регулятор обсуждает с банками создание унифицированного платежного приложения — эту идею выдвинул один из участников рынка. По словам источника “Ъ”, вопрос поднимался на встрече банкиров с ЦБ 15 июня, его поднял «один из крупных эмитентов карт международных платежных систем». Другой собеседник “Ъ”, присутствовавший на встрече, утверждает, что обсуждалась возможность реализовать такой проект на базе сервиса «СБПэй». В Сбербанке, Альфа-банке и Тинькофф-банке не ответили на запросы “Ъ”.

Суть в том, что нужно приложение, к которому можно было бы привязать карты Visa и Mastercard, поясняют собеседники “Ъ”. Сегодня в РФ ими можно оплачивать товары и услуги, но нет ни одного распространенного Pay-сервиса, который позволил сделать это с помощью смартфона, к чему уже привыкли россияне. В марте ApplePay и GooglePay оказались фактически недоступны российским пользователям, SamsungPay позволяет привязывать только карты «Мир». Существующие сервисы «СберПэй» или «Тинькофф-пэй» работают в онлайн-магазинах, но не на кассах и терминалах, а первый недоступен на устройствах Apple. Офлайн можно использовать «Мир-Пэй», но к нему подключаются только карты «Мир».

Между тем, сообщил на ПМЭФ глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев, по количеству карт доля российской платежной системы все еще составляет на рынке только 35%, а по объему операций — 27%.

Таким образом, на карты международных платежных систем приходится 65% по количеству и более 70% по объему платежей.

По словам источников “Ъ” на рынке, «СБПэй» исходно не предназначен для работы через карточную платежную систему. Сервис настроен на перевод со счета физлица на счет юрлица через Систему быстрых платежей (СБП) ЦБ РФ. Однако технически его возможно доработать, чтобы решить и задачу оплаты картой. Как пояснил один из собеседников “Ъ”, в «СБПэй» тогда появятся два канала, по каждому из которых может пойти платеж. На кассе покупатель будет определять, через какую систему хочет заплатить — СБП или карту.

Глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов отмечает, что единое приложение сейчас уже выглядит «традиционным решением». «Логично делать его на базе НСПК — у нее есть шлюзы со всеми банками и минимален объем затрат на запуск проекта»,— полагает эксперт. По его словам, интерфейс «СБПэй» опирается на внутренние конструкции НСПК и стоимость доработки не должна быть высокой.

Однако у такого варианта есть и ряд серьезных минусов. Во-первых, далеко не все банки реализовали у себя возможность использования «СБПэй». Даже Владимир Комлев ожидает его массового распространения лишь к концу года. Кроме того, многие POS-терминалы не приспособлены для приема оплаты с помощью «СБПэй», и на их перенастройку для работы с сервисом могут, по словам источников “Ъ”, понадобиться месяцы. Более того, уточняют участники рынка, для каждого типа POS-терминалов технологию требуется протестировать, получить одобрение НСПК и только после этого внедрять.

Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков сомневается, что ЦБ за короткий срок может «наработать компетенции по платежным продуктам на основе электронных кошельков и их коммерческого использования». Виктор Достов считает существенным отрицательным фактором и то, что банки «перестанут конкурировать собственными интерфейсами и лишатся мотивации к созданию более "умных" платежных приложений». Пострадать могут и клиенты. Сейчас «СБПэй» является единственным платежным сервисом в России, который действует на смартфонах Apple. Но если начать загружать в него «национализированные» карты международных платежных систем, то сервис могут заблокировать, как ряд других российских приложений, опасаются участники рынка.

Максим Буйлов

Источник: Газета «Коммерсантъ» №106 от 17.06.2022
Тэги:

Читайте также

Росбанк перекроил депозитную линейку
С 23 апреля 2024 года Росбанк закрыл прием всех вкладов, кроме вклада «Надежный»
Предприниматели от Калининграда до Камчатки могут дистанционно открыть счет в ВТБ
ВТБ более чем в два раза расширяет географию выездного сервиса для клиентов среднего и малого бизнеса
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Акибанк повысил доходность двух рублевых вкладов
С 24 апреля текущего года в Акибанке повышены ставки по двум вкладам в рублях: «Онлайн» и «Альтернатива»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Clearstream отказался поддержать выкуп заблокированных бумаг у россиян
Clearstream напомнил клиентам о санкциях
Объяснено, будут ли выгодны «вклады для бедных» россиянам
Социальные вклады, гарантирующие россиянам с небольшими доходами высокий процент, обяжут открывать все банки
Финразведка и ЦБ начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»
ЦБ, Росфинмониторинг и пять крупных банков тестируют новый сервис «Знай своего криптоклиента»
Правительство запустило ипотеку на вторичку под 2% для новых регионов и Белгорода
Жители ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской и Белгородских областей смогут оформить ипотеку под 2% на вторичное жилье
Недельная инфляция в России замедлилась до 0,08%
Немного замедлилась и годовая инфляция — до 7,82%