Клиенты брокеров молодеют

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Клиенты брокеров молодеют

Двукратный рост количества физических лиц, торгующих на фондовом рынке, произошедший в прошлом году, изменил и портрет среднего клиента брокера. Все больше в компании обращаются молодые мужчины, свидетельствуют данные «Тинькофф Инвестиций» и крупных брокеров. Растет среди клиентов и доля женщин. При этом среди рисковых бумаг клиенты не ограничиваются российскими «голубыми фишками», активно инвестируя в зарубежные акции знакомых по названию эмитентов.

Согласно исследованию «Тинькофф Инвестиций», больше половины клиентов (55%) этого брокера являются людьми в возрасте 28–38 лет. При этом, как отмечается в документе, в Европе и США большинство инвесторов — это люди старше 40 лет. Инвесторы 38–48 лет занимают второе место с долей 24%. Более возрастные и клиенты других российских брокеров. Глава «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов говорит, что через его компанию преимущественно инвестируют люди в возрасте 25–65 лет, ядро составляют клиенты 30–45 лет. Руководитель управления маркетинга «Финама» Яна Ромашкина отмечает, что самые значительные инвестиционные портфели имеют клиенты в возрасте 45–54 лет. В «Открытие Брокер» преобладающий возраст как мужской, так и женской аудитории — 35–55 лет. Вместе с тем, по словам гендиректора этой компании Владимира Крекотеня, «просматривается тенденция омоложения аудитории: количество клиентов до 25 лет в 2019 году увеличилось на 10%».

Согласно данным Московской биржи, на конец 2018 года на ней было 1,96 млн уникальных клиентов брокеров, на конец 2019 года их число выросло в два раза — до 3,86 млн человек. В прошлом году Тинькофф-банк активнее других привлекал клиентов, повысив их число в четыре раза — до 1,12 млн. Сбербанк, лидирующий по количеству клиентов, увеличил их численность лишь в 2,3 раза, до 1,26 млн человек. В пятерку крупнейших входят также ВТБ, ФГ БКС и группа банка «ФК Открытие». Брокер «Тинькофф Инвестиции» проанализировал опыт 200 тыс. клиентов, открывших счет ранее 2019 года и совершивших хотя бы одну сделку с ценными бумагами за прошедший год. Его представитель сообщил, что портрет клиента, пришедшего в прошлом году, и его инвестиционные предпочтения совпадают с выводами данного исследования.


Брокеры отмечают и увеличение доли женщин среди их клиентов. Яна Ромашкина сообщила, что за последние годы доля слабого пола выросла примерно на 10 п. п.— до 30%. Владимир Крекотень говорит, что по итогам прошлого года доля женской аудитории увеличилась среди клиентов «Открытие Брокер» на треть и составила 26%. В более молодом «Тинькофф Инвестиции» доля мужчин среди клиентов пока самая высокая — 86%. Гендерный баланс клиентов «ВТБ Капитал Инвестиции», по словам Владимира Потапова, составляет 60% на 40% в пользу мужчин.

Ожидаемо, что граждане, приходящие на фондовый рынок из-за низких ставок депозитов, ведут себя в инвестициях консервативно. Тем интереснее выглядит выбор рисковых инструментов, в частности акций. В исследовании «Тинькофф Инвестиций» отмечается высокий интерес клиентов к иностранным ценным бумагам. В прошлом году 73% клиентов имели в портфеле хотя бы одну ценную бумагу зарубежной компании, в среднем портфеле розничного инвестора зарубежные акции составляют 36%. Самыми востребованными активами (по весу в совокупном портфеле) на конец 2019 года были акции Boeing и Yandex, ЛУКОЙЛа и «Газпрома». При этом акции Сбербанка находились в конце первой десятки. Другие брокеры также отмечают увеличение разнообразия в портфелях клиентов. И помимо традиционных российских «голубых фишек» — «Газпрома», Сбербанка, ЛУКОЙЛа, клиенты приобретают акции знакомых компаний — Apple, Facebook, Visa, Microsoft, Coca-Cola, Ford.

Интерес к иностранным ценным бумагам можно объяснить, с одной стороны, молодыми инвесторами, которые меньше концентрируются лишь на российских бумагах, а с другой стороны — упростившимся доступом к их покупке. На сегодняшний день они торгуются на Санкт-Петербургской бирже (СПБ), доступ к ней предоставляют все крупные брокеры за исключением Сбербанка. По данным СПБ, в топ-5 акций по объему торгов в 2019 году вошли Tesla, Amazon, AMD, Apple и Netflix. Акции Boeing заняли седьмое место. Доля российских частных инвесторов в структуре оборота составляет более 75%. По словам президента Ассоциации НП РТС (владеет Санкт-Петербургской биржей) Романа Горюнова, объем торгов характеризуется низкой концентрацией оборота в одном инструменте. Он отметил, что в течение 2019 года наблюдалось снижение доли топ-50 инструментов в общем объеме торгов с 89% в январе до 69%.

Полина Смородская

Источник: Газета "Коммерсантъ" №27 от 14.02.2020
Тэги:

Читайте также

Солид Банк присоединился к реализации программы долгосрочных сбережений
Солид Банк совместно с партнером АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» начал реализацию накопительно-сберегательного продукта
Эпоха дорогих денег в России подходит к концу
Эксперт Сорокина: повышение ставок больше не снижает темпы инфляции
Объем продаж просроченных долгов в России увеличился на 30%
При этом цены на портфели упали
В ЦОДах запретят заниматься майнингом
Ко второму чтению в законопроект о ЦОДах включили создание реестра дата-центров
Компании в I полугодии привлекли на долговом рынке на 56% средств, чем год назад
Одновременно эмитенты погасили облигации на 3,3 трлн рублей — почти весь объем плановых погашений на год
ЦБ усиливает требования к информационной безопасности в сфере переводов
Новые правила ЦБ потребуют от банков и финтех-компаний усиленной криптозащиты, быстрой отчётности и модернизации систем безопасности
Когда введут запрет на семейную ипотеку не по месту регистрации
Законопроект о запрете на оформление семейной ипотеки для покупки жилья не по месту регистрации заемщика могут внести на рассмотрение Госдумы в течение месяца
Долги по микрозаймам предложили защитить от продажи коллекторам
Депутаты из фракции ЛДПР подготовили изменения в закон о микрофинансовых организациях
ЦБ смягчит требования к руководителям риск-менеджмента в финансовых организациях
Регулятор предложил новые требования к ответственным за риск-менеджмент в финорганизациях
В России снизилась средняя цена нового легкового авто
РОАД: средняя цена нового автомобиля в России за полгода снизилась на 7%