Лизинг ищет имущество

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Лизинг ищет имущество

Показатели лизинговой отрасли показали значительную просадку по сравнению с началом года. Компании столкнулись сразу с комплексом проблем: резким ростом ставки ЦБ, затруднением доступа к фондированию и дефицитом объектов лизинга. И если ключевая ставка уже начала снижаться, что может привести к стабилизации финансовых условий для компаний и их клиентов во втором полугодии, то вопрос с дефицитом объектов лизинга быстро решить не удастся.

В начале второго квартала лизинговые компании продемонстрировали существенное снижение по сравнению с началом года. В апреле 7,1 тыс. клиентов заключили 10,8 тыс. договоров, по которым было получено 19,5 тыс. предметов лизинга (это разнообразные транспортные средства, строительная и спецтехника, промышленное оборудование и т.д.). В феврале показатели были в 1,8–2,4 раза выше. Такие данные привел президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Алексей Киркоров на отраслевом съезде.

Ставки на рынке лизинга в среднем выросли примерно на 10%, что увеличило размер лизингового платежа на 30%, отметил он.

Ситуация на рынке осложнилась и многократным ростом стоимости имущества (в частности, к прошлому году стоимость автомобилей выросла в среднем на 20%), и его дефицитом, отмечают в ОЛА (см. “Ъ” от 9 марта). В такой ситуации, по мнению директора по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александра Сараева, лизинговой отрасли нужно решать проблему с доступом к имуществу: пересматривать портфель брендов, учиться работать с бывшей в употреблении техникой. Соответственно, должна быть проработана законодательная схема по выкупу б/у имущества у физических лиц. Кроме того, из-за дефицита предметов лизинга необходимо будет их оперативно и эффективно перераспределять по участникам рынка, указывает господин Киркоров. И законопроект о досрочном выкупе имущества будет рассматриваться в первом чтении в ближайшее время, 6–7 июня.

Другой проблемой, с которой столкнулась лизинговая отрасль, стала проблема доступа к фондированию. «Резко выросла стоимость заемных средств, кроме того, банки перестраховываются, и лизинговым компаниям трудно получить новые транши. В итоге лизинговым компаниям приходится более осторожно подходить к наращиванию портфеля»,— поясняет господин Сараев. Лизинговые компании охотно привлекали средства с помощью облигаций, но «первичный рынок облигаций сейчас скорее мертв», добавляет эксперт.

Доступность заемных средств главным образом зависит от ключевой ставки.

В начале марта Банк России поднял ставку с 9,5% до 20%, к концу апреля скорректировал ее до 14%, а на последнем заседании — до 11% (см. “Ъ” от 27 мая). «Если за ключевой ставкой снизятся и ставки трех-четырехлетнего банковского кредитования, а также если банки снизят ранее поднятые ставки даже в действовавших соглашениях, это смягчит удар»,— считает гендиректор «Европлана» Александр Михайлов.

Проблему нехватки техники и роста ее стоимости решить сложнее. «Спрос со стороны бизнеса на автомобили и спецтехнику останется, и его будет стимулировать дальнейшее понижение ключевой ставки. Но сток техники в стране сокращается, и именно это тормозит рынок»,— указывает начальник управления по развитию бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга» Вячеслав Михайлов. Эта проблема может решиться только в долгосрочной перспективе: в сегменте легковых автомобилей в России работают только два завода, а китайские производители осторожно относятся к завозу техники в Россию, поясняет он.

Что касается перспектив восстановления лизингового рынка, то опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка не рискуют давать позитивных прогнозов. Текущий кризис в отрасли будет намного суровее кризисов 2020-го и даже 2008 года, когда лизинговая отрасль упала на 70% по динамике предметов лизинга, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Особенностью текущего кризиса в лизинговой отрасли является схождение в одной точке товарного дефицита по большинству предметов лизинга, "заградительной" ставки кредитования в первой половине 2022 года и сокращения инвестиций в основной капитал»,— перечисляет эксперт. НРА ожидает, что в 2022 году количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%. В базовом сценарии падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года по мере снижения ключевой ставки до 9% и выстраивания новых поставок, полагает господин Гришунин.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №93 от 28.05.2022
Тэги:

Читайте также

Порталу «Финансист» - 8 лет!
1 сентября 2016 года портал «Финансист» начал писать о финансовой жизни Казани
Россияне рассказали, сколько планируют потратить на букеты к 1 сентября
ВТБ и Росгосстрах выяснили, во сколько обойдется родителям школьников покупка цветов и подготовка к школе
ВТБ внедрил онлайн-выпуск электронной подписи через портал «Госуслуги» для клиентов крупного бизнеса
Клиенты ВТБ из сегмента крупного бизнеса теперь могут получить сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи через портал «Госуслуги» без посещения офиса банка
ВТБ признан лидером рынка Private Banking в России
ВТБ в четвертый раз возглавил  рейтинг журнала Forbes среди банков для крупного частного капитала
Власти предложили усилить контроль за серыми зарплатами и самозанятыми
По каким критериям будут отслеживать злоупотребления
Успеть в последний вагон: автокредиты на новые машины бьют рекорды
Доля автокредитов на новые машины в общем количестве выдач третий месяц подряд держится на уровне выше 80%
Годовая инфляция никак не может опуститься ниже 9%
Инфляция за период с 20 по 26 августа 2024 года замедлилась до 0,03%
Группа QIWI сменила название
Акционеры QIWI утвердили смену названия группы компаний на NanduQ
Банк «Точка» вводит комиссию 10% за зачисление иностранной валюты из банков РФ
Все остальные зачисления иностранной валюты остаются бесплатными
ЦБ оштрафовал Совкомбанк
Банк России 28 августа вынес постановление о привлечении к административной ответственности Совкомбанка