Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Лизинг ищет имущество

Показатели лизинговой отрасли показали значительную просадку по сравнению с началом года. Компании столкнулись сразу с комплексом проблем: резким ростом ставки ЦБ, затруднением доступа к фондированию и дефицитом объектов лизинга. И если ключевая ставка уже начала снижаться, что может привести к стабилизации финансовых условий для компаний и их клиентов во втором полугодии, то вопрос с дефицитом объектов лизинга быстро решить не удастся.

В начале второго квартала лизинговые компании продемонстрировали существенное снижение по сравнению с началом года. В апреле 7,1 тыс. клиентов заключили 10,8 тыс. договоров, по которым было получено 19,5 тыс. предметов лизинга (это разнообразные транспортные средства, строительная и спецтехника, промышленное оборудование и т.д.). В феврале показатели были в 1,8–2,4 раза выше. Такие данные привел президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Алексей Киркоров на отраслевом съезде.

Ставки на рынке лизинга в среднем выросли примерно на 10%, что увеличило размер лизингового платежа на 30%, отметил он.

Ситуация на рынке осложнилась и многократным ростом стоимости имущества (в частности, к прошлому году стоимость автомобилей выросла в среднем на 20%), и его дефицитом, отмечают в ОЛА (см. “Ъ” от 9 марта). В такой ситуации, по мнению директора по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александра Сараева, лизинговой отрасли нужно решать проблему с доступом к имуществу: пересматривать портфель брендов, учиться работать с бывшей в употреблении техникой. Соответственно, должна быть проработана законодательная схема по выкупу б/у имущества у физических лиц. Кроме того, из-за дефицита предметов лизинга необходимо будет их оперативно и эффективно перераспределять по участникам рынка, указывает господин Киркоров. И законопроект о досрочном выкупе имущества будет рассматриваться в первом чтении в ближайшее время, 6–7 июня.

Другой проблемой, с которой столкнулась лизинговая отрасль, стала проблема доступа к фондированию. «Резко выросла стоимость заемных средств, кроме того, банки перестраховываются, и лизинговым компаниям трудно получить новые транши. В итоге лизинговым компаниям приходится более осторожно подходить к наращиванию портфеля»,— поясняет господин Сараев. Лизинговые компании охотно привлекали средства с помощью облигаций, но «первичный рынок облигаций сейчас скорее мертв», добавляет эксперт.

Доступность заемных средств главным образом зависит от ключевой ставки.

В начале марта Банк России поднял ставку с 9,5% до 20%, к концу апреля скорректировал ее до 14%, а на последнем заседании — до 11% (см. “Ъ” от 27 мая). «Если за ключевой ставкой снизятся и ставки трех-четырехлетнего банковского кредитования, а также если банки снизят ранее поднятые ставки даже в действовавших соглашениях, это смягчит удар»,— считает гендиректор «Европлана» Александр Михайлов.

Проблему нехватки техники и роста ее стоимости решить сложнее. «Спрос со стороны бизнеса на автомобили и спецтехнику останется, и его будет стимулировать дальнейшее понижение ключевой ставки. Но сток техники в стране сокращается, и именно это тормозит рынок»,— указывает начальник управления по развитию бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга» Вячеслав Михайлов. Эта проблема может решиться только в долгосрочной перспективе: в сегменте легковых автомобилей в России работают только два завода, а китайские производители осторожно относятся к завозу техники в Россию, поясняет он.

Что касается перспектив восстановления лизингового рынка, то опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка не рискуют давать позитивных прогнозов. Текущий кризис в отрасли будет намного суровее кризисов 2020-го и даже 2008 года, когда лизинговая отрасль упала на 70% по динамике предметов лизинга, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Особенностью текущего кризиса в лизинговой отрасли является схождение в одной точке товарного дефицита по большинству предметов лизинга, "заградительной" ставки кредитования в первой половине 2022 года и сокращения инвестиций в основной капитал»,— перечисляет эксперт. НРА ожидает, что в 2022 году количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%. В базовом сценарии падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года по мере снижения ключевой ставки до 9% и выстраивания новых поставок, полагает господин Гришунин.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №93 от 28.05.2022
Тэги:

Читайте также

«Тинькофф банк» приостанавливает исходящие SWIFT-переводы до октября
Речь идет о переводах во всех валютах, включая доллары США
ВТБ: в июне продажи автокредитов в Татарстане выросли на 45%
На фоне существенного снижения ставок рынок автокредитования продолжает восстанавливаться
ВТБ начал прием заявок на кредиты по обновленной льготной программе Корпорации МСП
ВТБ начал прием заявок от предпринимателей по обновленной программе льготного кредитования Корпорации МСП
Правительство увеличило размер льготной ипотеки для IT-специалистов
Правительство увеличило размер кредита в рамках программы льготной ипотеки для IT-специалистов
Власти реанимировали инициативу запрета договоров с привязкой к валюте
Мораторий будет временным — до конца 2023 года
Спекулянты подыграли правительству
Курс доллара окреп на ожидании интервенций
Страховщики проявляют уходчивость
Рынок может покинуть треть компаний
Не все то золото, что долги
Банковские клиенты возвращаются в ПИФы
Платежи пойдут мимо агентов
Синдицированные кредиты погасят по-дружески
Эксперты зафиксировали первый за три месяца рост рынка ипотеки
Но он пока не смог компенсировать весенний провал