Лизинг ищет имущество

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Лизинг ищет имущество

Показатели лизинговой отрасли показали значительную просадку по сравнению с началом года. Компании столкнулись сразу с комплексом проблем: резким ростом ставки ЦБ, затруднением доступа к фондированию и дефицитом объектов лизинга. И если ключевая ставка уже начала снижаться, что может привести к стабилизации финансовых условий для компаний и их клиентов во втором полугодии, то вопрос с дефицитом объектов лизинга быстро решить не удастся.

В начале второго квартала лизинговые компании продемонстрировали существенное снижение по сравнению с началом года. В апреле 7,1 тыс. клиентов заключили 10,8 тыс. договоров, по которым было получено 19,5 тыс. предметов лизинга (это разнообразные транспортные средства, строительная и спецтехника, промышленное оборудование и т.д.). В феврале показатели были в 1,8–2,4 раза выше. Такие данные привел президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Алексей Киркоров на отраслевом съезде.

Ставки на рынке лизинга в среднем выросли примерно на 10%, что увеличило размер лизингового платежа на 30%, отметил он.

Ситуация на рынке осложнилась и многократным ростом стоимости имущества (в частности, к прошлому году стоимость автомобилей выросла в среднем на 20%), и его дефицитом, отмечают в ОЛА (см. “Ъ” от 9 марта). В такой ситуации, по мнению директора по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александра Сараева, лизинговой отрасли нужно решать проблему с доступом к имуществу: пересматривать портфель брендов, учиться работать с бывшей в употреблении техникой. Соответственно, должна быть проработана законодательная схема по выкупу б/у имущества у физических лиц. Кроме того, из-за дефицита предметов лизинга необходимо будет их оперативно и эффективно перераспределять по участникам рынка, указывает господин Киркоров. И законопроект о досрочном выкупе имущества будет рассматриваться в первом чтении в ближайшее время, 6–7 июня.

Другой проблемой, с которой столкнулась лизинговая отрасль, стала проблема доступа к фондированию. «Резко выросла стоимость заемных средств, кроме того, банки перестраховываются, и лизинговым компаниям трудно получить новые транши. В итоге лизинговым компаниям приходится более осторожно подходить к наращиванию портфеля»,— поясняет господин Сараев. Лизинговые компании охотно привлекали средства с помощью облигаций, но «первичный рынок облигаций сейчас скорее мертв», добавляет эксперт.

Доступность заемных средств главным образом зависит от ключевой ставки.

В начале марта Банк России поднял ставку с 9,5% до 20%, к концу апреля скорректировал ее до 14%, а на последнем заседании — до 11% (см. “Ъ” от 27 мая). «Если за ключевой ставкой снизятся и ставки трех-четырехлетнего банковского кредитования, а также если банки снизят ранее поднятые ставки даже в действовавших соглашениях, это смягчит удар»,— считает гендиректор «Европлана» Александр Михайлов.

Проблему нехватки техники и роста ее стоимости решить сложнее. «Спрос со стороны бизнеса на автомобили и спецтехнику останется, и его будет стимулировать дальнейшее понижение ключевой ставки. Но сток техники в стране сокращается, и именно это тормозит рынок»,— указывает начальник управления по развитию бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга» Вячеслав Михайлов. Эта проблема может решиться только в долгосрочной перспективе: в сегменте легковых автомобилей в России работают только два завода, а китайские производители осторожно относятся к завозу техники в Россию, поясняет он.

Что касается перспектив восстановления лизингового рынка, то опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка не рискуют давать позитивных прогнозов. Текущий кризис в отрасли будет намного суровее кризисов 2020-го и даже 2008 года, когда лизинговая отрасль упала на 70% по динамике предметов лизинга, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Особенностью текущего кризиса в лизинговой отрасли является схождение в одной точке товарного дефицита по большинству предметов лизинга, "заградительной" ставки кредитования в первой половине 2022 года и сокращения инвестиций в основной капитал»,— перечисляет эксперт. НРА ожидает, что в 2022 году количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%. В базовом сценарии падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года по мере снижения ключевой ставки до 9% и выстраивания новых поставок, полагает господин Гришунин.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №93 от 28.05.2022
Тэги:

Читайте также

Татарстанцы выбирают Сбербанк для получения зарплаты
Зарплатная карта Сбербанка становится все более популярной у жителей республики
Теперь на Portal DA можно авторизоваться при помощи Госуслуг
Портал DA – сервис Сбербанка по продаже непрофильных и залоговых активов – запустил идентификацию пользователей через Госуслуги
ВТБ: в ноябре рынок автокредитов в России вырос на 8%
По оценке ВТБ, в ноябре выдачи автокредитов на российском рынке составили 64 млрд рублей
ВТБ первым запускает Mir Pass для доступа в бизнес-залы аэропортов и ж/д вокзалов
С 5 декабря ВТБ первым из банков запускает для клиентов Private Banking и «Привилегия» новый сервис Mir Pass
ВТБ запустил сервис оплаты для бизнеса на базе технологии SoftPOS
ВТБ запустил сервис на базе технологии SoftPOS для клиентов среднего и малого бизнеса
Россияне предприняли меры перед введением ограничений для рядовых инвесторов
Неквалифицированные инвесторы могут купить ценные бумаги эмитентов из «недружественных» стран до конца декабря
Названы страны, которым в ближайшие годы может грозить дефолт
Кризис на энергетическом рынке, рецессия и повышение ставок мировыми ЦБ привели к тому, что на рынке суверенного долга образовались практически идеальные условия для усугубления суверенного долга
Жители России не спешат одалживать деньги «до зарплаты»
Количество выданных микрозаймов (или займов «до зарплаты» — в размере до 30 тыс. рублей) в октябре 2022 года составило 2,63 млн единиц
Минфин предложил развивать лизинг квартир как альтернативу ипотеке
Пока сделки по аренде жилья с правом выкупа единичны
НСПК хочет, чтобы через год 85% POS-терминалов принимали оплату по QR-коду
Общие затраты на переоборудование могут обойтись банкам в десяти миллиардов рублей