Малый бизнес ищет альтернативные источники финансирования
Однако по итогам квартала рынок краудлендинга вырос на 17,9% из-за притока заемщиков: компании, у которых в планах было привлечение средств через банки или с помощью выхода на рынок ВДО, с наступлением кризиса приступили к поиску альтернативных вариантов. Проблема в том, что имеющиеся на рынке инвесторы не могут справиться с растущим спросом среди бизнесменов.
Мартовское падение связано с макроэкономической ситуацией — именно в прошлом месяце приостановили многие проекты, потому что бизнес поначалу не знал, что ему делать, рассказал генеральный директор «Мани Френдс» Тимур Ксенз. Он добавил, что объемы хоть и снизились, но не так сильно, как могло быть, при этом выросли ставки, которые теперь зависят не от инвесторов, а от самих заемщиков, которые готовы привлечь средства по ставке от 27% годовых.
Дороговизна краудлендинга связана еще с тем, что привлечь иным способом капитал не получится: альтернативные рынки сейчас практически заморожены. Спрос со стороны заемщиков вырос в три раза, а с учетом того, что на рынке сейчас есть около 20 тыс. инвесторов, это явный недостаток при таком числе желающих, заключил Ксенз.
Сейчас на рынке ВДО работают компании, чья выручка исчисляется миллиардами рублей, в сегменте краудлендинга в большинстве своем заняты организации, чьи доходы составляют 50—200 млн рублей, подчеркнул CEO платформы Jetlend Роман Хорошев. Минимальная сумма выпуска облигаций — от 50 млн рублей, а на рынке краудлендинга средние чеки — 1—20 млн рублей.
В конце года рынок краудлендинга может стать больше в два или даже в три раза, спрогнозировал Колесников. Кроме того, он уверен в появлении не только новых игроков на рынке, но и в развитии новых продуктов (например, займы под залог автомобиля и недвижимости, краудфакторинг и краудинвестинг в недвижимость).