Микроклиенты растут в цене

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Микроклиенты растут в цене

На микрофинансовом рынке в условиях жесткого скоринга растет конкуренция за качественных заемщиков. Однако привлечение таких клиентов стоит в несколько раз дороже, чем традиционных «заемщиков до зарплаты». В этом случае окупаемость займа может достигать нескольких месяцев, однако резко повышается возвратность выданных средств.

Микрофинансовые компании заметно увеличили затраты на привлечение новых клиентов, говорится в исследовании финансового маркетплейса «Юником24» и СРО «МиР» (“Ъ” ознакомился с его результатами). В частности, если в 2021 году более половины МФО (54%) тратили на привлечение одного заемщика менее 1 тыс. руб., то в 2022 году на такую сумму затрат рассчитывает уже 48% компаний. При этом годом ранее затраты в объеме 3–5 тыс. руб. делали 13% компаний, а в 2022 году — уже 15%. Уже 12% компаний тратят на привлечение больше 5 тыс. руб., тогда как в 2021 году таких было всего 8%.

Опрошенные микрофинансисты отмечают, что средняя стоимость привлечения клиента составляет 2–3 тыс. руб., подчеркивая, что практически отказались от офлайн-каналов. Растут расходы компаний на программное обеспечение, стоимость СМС-рассылок и пр., еще весной говорил начальник аналитического управления департамента микрофинансового рынка ЦБ Никита Акимов (см. “Ъ” от 23 апреля). Рынок сталкивается и с другими трудностями в части привлечения клиентов, например, ограничением использования зарубежных соцсетей.

Средний годовой бюджет МФО на привлечение новых клиентов составляет до 50 млн руб. Если из общей статистики убрать крупные компании, то у 80% компаний бюджет составляет порядка 10–11 млн руб. в год. В качестве инструментов для увеличения клиентского трафика МФО используют контекстную рекламу и соцсети (34%), СРА-сети (21%), SEO (16%), рассылку (13%), офлайн-рекламу (12%) и холодные звонки (5%).

Чем крупнее и длиннее предполагаемый заем, тем дороже стоит привлечение, поясняет разницу в ценах старший аналитик ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко. Самые дорогие лиды — на займы под ПТС (паспорт транспортного средства), наиболее дешево стоят лиды на стандартные PDL-займы. Как правило, расходы на привлечение клиента на займы «до зарплаты» окупаются «после выдачи второго-третьего займа», отмечает руководитель отдела цифрового маркетинга МФК «МигКредит» Василий Кудуков.

Среднесрочные займы приносят прибыль в течение срока действия договора, хотя окупаемость может зависеть от акционной политики компании, добавляет господин Савиченко. «Нужно учесть всевозможные акции по привлечению, а также допущенные заемщиками просрочки и дефолты, поэтому действительная окупаемость в среднем будет дольше»,— поясняет эксперт.

На фоне экономической нестабильности и усиления требований к клиентам потребовался дополнительный качественный трафик для компенсации растущей доли отказов.

«В таких условиях расходы на привлечение клиента окупаются ориентировочно после того, как он успешно вернет около десяти PDL-займов, а в секторе IL-займов этот срок увеличивается на несколько месяцев»,— говорит гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.

В таких условиях микрофинансовые компании готовы переплачивать за качественного клиента. Директор по маркетингу Moneyman Андрей Грезнев подчеркивает, что «лучше заплатить в два-три раза больше за качественных, надежных заемщиков». Идет конкуренция за качественного клиента, в том числе «банковского», указывает и гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов. В отдельных случаях стоимость одного такого заемщика может достигать и 6–7 тыс. руб., добавляет гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Цель не выдать всем, подчеркивает господин Грезнев, а выдать клиентам, которые лояльны и вовремя возвращают заемные средства.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №118 от 05.07.2022
Тэги:

Читайте также

ВТБ запускает активную интеграцию розничных клиентов «Открытия»
ВТБ начинает основной этап интеграции бизнеса двух банков
Карта Mir Supreme Уралсиба вошла в Топ-10 лучших премиальных карт
Карта Mir Supreme банка Уралсиб  вошла в Топ-10 рейтинга лучших премиальных дебетовых карт в мае 2024 года
УБРиР повысил ставку по нецелевому залоговому кредиту
Уральский банк реконструкции и развития повысил процентную ставку по потребительскому кредиту на любые цели под залог имеющейся в собственности недвижимости
Минфин раскрыл подробности налоговой реформы в России
Министерство предложило повышение налогов для части населения и компаний
Аналитики ЦБ оценили влияние проблем с платежами на рубль
Сохранение проблем с платежами за импорт может оказать поддержку российской валюте
Чистая прибыль российских банков за апрель выросла на 13%
В основном рост прибыли кредитных организаций вызван снижением отчислений в резервы после крупного деформирования в марте
В Думе предложили ввести налоговый вычет от уплаты НДФЛ при доходе менее 30 тысяч рублей
Группа депутатов от фракции ЛДПР во главе с лидером партии Леонидом Слуцким разработала законопроект
ЦБ изменит лимит одной операции через СБП
Банк России может поднять лимит одного перевода через Систему быстрых платежей (СБП) между счетами одного физлица в разных банках
В Госдуме предложили освободить пенсионеров от налога на доход от вкладов
Вице-спикер Государственной думы Борис Чернышов отметил, что льгота не лишит бюджет ощутимых доходов
Центробанку разрешат требовать от банков уйти из иностранных государств
По замыслу авторов законопроекта, это позволит ЦБ «оперативно реагировать» на «негативное влияние» иностранной инвестиции