Микроклиенты растут в цене

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Микроклиенты растут в цене

На микрофинансовом рынке в условиях жесткого скоринга растет конкуренция за качественных заемщиков. Однако привлечение таких клиентов стоит в несколько раз дороже, чем традиционных «заемщиков до зарплаты». В этом случае окупаемость займа может достигать нескольких месяцев, однако резко повышается возвратность выданных средств.

Микрофинансовые компании заметно увеличили затраты на привлечение новых клиентов, говорится в исследовании финансового маркетплейса «Юником24» и СРО «МиР» (“Ъ” ознакомился с его результатами). В частности, если в 2021 году более половины МФО (54%) тратили на привлечение одного заемщика менее 1 тыс. руб., то в 2022 году на такую сумму затрат рассчитывает уже 48% компаний. При этом годом ранее затраты в объеме 3–5 тыс. руб. делали 13% компаний, а в 2022 году — уже 15%. Уже 12% компаний тратят на привлечение больше 5 тыс. руб., тогда как в 2021 году таких было всего 8%.

Опрошенные микрофинансисты отмечают, что средняя стоимость привлечения клиента составляет 2–3 тыс. руб., подчеркивая, что практически отказались от офлайн-каналов. Растут расходы компаний на программное обеспечение, стоимость СМС-рассылок и пр., еще весной говорил начальник аналитического управления департамента микрофинансового рынка ЦБ Никита Акимов (см. “Ъ” от 23 апреля). Рынок сталкивается и с другими трудностями в части привлечения клиентов, например, ограничением использования зарубежных соцсетей.

Средний годовой бюджет МФО на привлечение новых клиентов составляет до 50 млн руб. Если из общей статистики убрать крупные компании, то у 80% компаний бюджет составляет порядка 10–11 млн руб. в год. В качестве инструментов для увеличения клиентского трафика МФО используют контекстную рекламу и соцсети (34%), СРА-сети (21%), SEO (16%), рассылку (13%), офлайн-рекламу (12%) и холодные звонки (5%).

Чем крупнее и длиннее предполагаемый заем, тем дороже стоит привлечение, поясняет разницу в ценах старший аналитик ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко. Самые дорогие лиды — на займы под ПТС (паспорт транспортного средства), наиболее дешево стоят лиды на стандартные PDL-займы. Как правило, расходы на привлечение клиента на займы «до зарплаты» окупаются «после выдачи второго-третьего займа», отмечает руководитель отдела цифрового маркетинга МФК «МигКредит» Василий Кудуков.

Среднесрочные займы приносят прибыль в течение срока действия договора, хотя окупаемость может зависеть от акционной политики компании, добавляет господин Савиченко. «Нужно учесть всевозможные акции по привлечению, а также допущенные заемщиками просрочки и дефолты, поэтому действительная окупаемость в среднем будет дольше»,— поясняет эксперт.

На фоне экономической нестабильности и усиления требований к клиентам потребовался дополнительный качественный трафик для компенсации растущей доли отказов.

«В таких условиях расходы на привлечение клиента окупаются ориентировочно после того, как он успешно вернет около десяти PDL-займов, а в секторе IL-займов этот срок увеличивается на несколько месяцев»,— говорит гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.

В таких условиях микрофинансовые компании готовы переплачивать за качественного клиента. Директор по маркетингу Moneyman Андрей Грезнев подчеркивает, что «лучше заплатить в два-три раза больше за качественных, надежных заемщиков». Идет конкуренция за качественного клиента, в том числе «банковского», указывает и гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов. В отдельных случаях стоимость одного такого заемщика может достигать и 6–7 тыс. руб., добавляет гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Цель не выдать всем, подчеркивает господин Грезнев, а выдать клиентам, которые лояльны и вовремя возвращают заемные средства.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №118 от 05.07.2022
Тэги:

Читайте также

Выгодная тройка: самые доходные краткосрочные рублевые вклады, сентябрь 2024
Выгодная тройка: самые доходные краткосрочные рублевые вклады, сентябрь 2024
Рассмотрим вклады на сумму в четверть миллиона рублей при условии размещения на 90-100 дней в отделениях банков Казани
ВТБ повысил ставки по «ВТБ-Вкладу» до 20%
Не дожидаясь заседания ЦБ РФ по ключевой ставке, ВТБ повысил доходность по рублевому «ВТБ-Вкладу»
Инвестторгбанк предложил новый кредитный продукт
С 9 сентября Инвестторгбанк запустил новый потребительский кредит - «Кредит на мечту»
На набережной Казанки открылась фотовыставка монет
В экстрим-парке «Урам» на набережной реки Казанки открылась фотовыставка Банка России «Посмотрите вокруг»
Минфин разработает механизм страхования средств граждан на брокерских счетах
Ведомство готовит обширный проект по развитию финансового рынка, который войдет в нацпроект "Эффективная и конкурентные экономика"
«Ведомости» узнали о новых ограничениях банков КНР для бизнеса из России
«Ведомости»: банки КНР ввели территориальные ограничения для партнеров России
РСХБ приостановил прием заявок на «Сельскую ипотеку»
Россельхозбанк приостановил прием заявок на кредиты по программе «Сельская ипотека» на своем сайте
Количество DDoS-атак на российские компании в I полугодии выросло до 355 тысяч
Этому способствует подключение к атакам большего числа устройств
Россияне продолжают избавляться от долларов
Россияне чаще продавали доллары, чем покупали американскую валюту, в августе 2024 года
Совкомбанк в третий раз пересмотрел цену акций в рамках покупки Хоум-банка
Переоценка активов произошла на фоне падения фондового рынка и акций Совкомбанка вместе с ним