Мошенники готовятся отыграть упущенное

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Мошенники готовятся отыграть упущенное

Объем блокировок скомпрометированных телефонных номеров с подачи Банка России по итогам полугодия в разы превысил показатель 2021 года, достигнув 190 тыс. В первом квартале ЦБ объявил о победе над мошенническими звонками, как минимум поступающими с Украины. Но во втором квартале активность злоумышленников выросла на 12%. Мошеннические колл-центры, поясняют эксперты, поменяли расположение и теперь пытаются наверстать упущенное время из-за военных действий на Украине.

За первое полугодие по инициативе ЦБ было заблокировано более 190 тыс. телефонных номеров мошенников, сообщил 6 июля директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров на «Инфофоруме — Сочи-2022». Это уже больше, чем за 2021 год, подчеркнул он: тогда ЦБ направил на блокировку информацию по 179 тыс. телефонных номеров. Исходя из статистики ЦБ, в первом квартале 2022 года заблокированы 89,5 тыс. номеров, таким образом во втором —100,5 тыс. номеров. Рост квартал к кварталу около 12%.

По оценкам ЦБ, объем всех операций, совершенных без согласия клиента с использованием электронных средств платежа, в 2021 году составил 12,2 млрд руб. Основным каналом атаки, используемым злоумышленниками, остается звонок на мобильный телефон клиента кредитной организации с целью получения данных (76,32%).

В течение 2022 года тренды на «рынке телефонного мошенничества» менялись уже несколько раз. Так, например, после 24 февраля, когда Россия начала военные действия на Украине, мошеннические звонки клиентам российских банков на какое-то время почти прекратились (см. “Ъ” от 3 марта), отмечали и в ЦБ, и в банках. В ЦБ весной заявляли, что наблюдают пятикратное снижение активности телефонных мошенников в России с конца февраля. Так, с начала года и по 23 февраля регулятор инициировал блокировку более чем 80 тыс. телефонных номеров, используемых злоумышленниками, а в период с 24 февраля по 15 апреля — только 17 тыс. номеров.

Однако уже к середине июня мошенническая активность фактически восстановилась. По мнению экспертов, росту мошенничеств способствует социальное напряжение из-за сложной экономической ситуации, а злоумышленники нашли новые юрисдикции и финансовые схемы (см. “Ъ” от 22 июня).

В течение года рост блокировок продолжит расти, уверен директор по специальным проектам Angara Security Александр Дворянский. «Технологии и методы злоумышленников не стоят на месте — используются новые схемы и информационные поводы,— поясняет эксперт.— Вместе с этим развиваются и технологии по предотвращению таких активностей, в том числе через блокировки номеров». В следующем квартале рост может составить около 10%, полагает господин Дворянский.

Станислав Кузнецов, зампред правления Сбербанка, 18 апреля 2022 года: «24 февраля, сразу после начала спецоперации, звонки прекратились. Мошенники успели сделать несколько сотен звонков, и потом до 20-х чисел марта была почти полная тишина».

Независимый эксперт по информационной безопасности Алексей Сизов добавляет, что, с одной стороны, зрелость и невосприимчивость к социальной инженерии у граждан растет, но, с другой стороны, ее вариативность позволяет все равно находить жертву. Постоянное изменение элементов схем и удачный момент — решающие факторы успеха мошенников, поясняет господин Сизов. По словам независимого эксперта по информбезопасности Алексея Лукацкого, граждане продолжают верить мошенникам, поскольку в колл-центрах «работают квалифицированные психологи, которые давят на болевые точки», в том числе любопытство, страх, желание помочь.

Необходимо целенаправленно работать с населением в рамках повышения финансовой грамотности и формирования базовых принципов цифровой гигиены, подчеркивает Александр Дворянский. Особенно, добавляет он, такое обучение и повышение уровня осведомленности было бы актуально людям пенсионного возраста как наиболее незащищенному сегменту.

Полина Трифонова, Юлия Пославская, Ксения Дементьева

Источник: Газета «Коммерсантъ» №120 от 07.07.2022
Тэги:

Читайте также

Росбанк перекроил депозитную линейку
С 23 апреля 2024 года Росбанк закрыл прием всех вкладов, кроме вклада «Надежный»
Предприниматели от Калининграда до Камчатки могут дистанционно открыть счет в ВТБ
ВТБ более чем в два раза расширяет географию выездного сервиса для клиентов среднего и малого бизнеса
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Акибанк повысил доходность двух рублевых вкладов
С 24 апреля текущего года в Акибанке повышены ставки по двум вкладам в рублях: «Онлайн» и «Альтернатива»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Clearstream отказался поддержать выкуп заблокированных бумаг у россиян
Clearstream напомнил клиентам о санкциях
Объяснено, будут ли выгодны «вклады для бедных» россиянам
Социальные вклады, гарантирующие россиянам с небольшими доходами высокий процент, обяжут открывать все банки
Финразведка и ЦБ начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»
ЦБ, Росфинмониторинг и пять крупных банков тестируют новый сервис «Знай своего криптоклиента»
Правительство запустило ипотеку на вторичку под 2% для новых регионов и Белгорода
Жители ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской и Белгородских областей смогут оформить ипотеку под 2% на вторичное жилье
Недельная инфляция в России замедлилась до 0,08%
Немного замедлилась и годовая инфляция — до 7,82%