НРА: лизинг ждет два года падения
По мнению аналитиков рейтингового агентства, причиной сокращения количества передаваемых предметов лизинга произойдет, в первую очередь, в секторе автотранспорта. «Это связано как с падением реальных располагаемых доходов населения, так и с «тройным ударом»: сокращением производства автомобилей в мире в связи с нехваткой полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики», — пишут они. Впрочем, как отмечают в НРА, спад «может быть частично компенсирован лизингом подержанных автомобилей и возвратным лизингом».
Значительного падения агентство прогнозирует и в сегменте авиализинга. В секторе железнодорожного и водного транспорта, а также секторе спецтехники и общественного транспорта, НРА ожидает падения в меньших объемах. «Тем не менее, растущая инфляция в 2022 году частично компенсирует падение показателя объема нового бизнеса (стоимости имущества). По этому показателю в 2022 году НРА ожидает падение в базовом сценарии на 30%-35%», — говорится в обзоре.
В общеэкономическом масштабе, как прогнозируют аналитики НРА, доля лизинга в ВВП по итогам года может снизиться до 1.2%-1.3% с величины 1.7% в 2021 году. «Таким образом, лизинговая отрасль может «вернуться» обратно в 2017 год, а в пессимистическом сценарии — и в 2014 год», — заключают они.
Кризисные тенденции в отрасли приведут к ее консолидации. «В пессимистическом сценарии НРА ожидает, что количество лизинговых компаний снизится в 2022-23 годах на 20%-25% до 360-380 компаний. Снижение количества компаний также будет вызвано уходом из России зарубежных лизинговых компаний (они сейчас поставили бизнес «на паузу»)», — прогнозирует агентство.
Лизингодатели в марте рассказывали Frank Media, что этот год будет тяжелым для них. В частности, они ожидали падения в сегменте автолизинга – новый бизнес — на 20-40%. Впрочем, они ожидали помощи от государства. «Поддержать лизинговую отрасль может стабилизация денежно-кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки ниже 10% годовых (это вряд ли случится раньше середины 2023 года). Помочь отрасли может также привлечение малого и среднего бизнеса на лизинговый рынок», — считают в НРА.