Платежи на локдауне не проведешь

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Платежи на локдауне не проведешь

В рейтинге крупнейших эквайеров Европы в 2020 году российские банки укрепили позиции, несмотря на снижение объема трансакций. Показатели банков других стран падали быстрее, поскольку в них условиях локдаунов были более жесткими. Вместе с тем большая часть российских банков сократила обороты и в сегменте интернет-торговли, несмотря на его общий рост почти в 1,6 раза: значительный объем давали операции с низким чеком, которые не покрывали объемов предыдущего года даже при увеличении числа операций.

Согласно данным Nilson Report, в 2020 году большинство российских банков, которые входят в топ-50 Европы по эквайрингу, улучшили свои позиции. Не изменились они только у крупнейших: Сбербанк сохранил 1-е место, а ВТБ остался на 18-й строчке. Зато у них в прошлом году вырос объем операций, на $58,6 млрд и $5,4 млрд соответственно. Газпромбанк поднялся с 30-го на 29-е место (при снижении объема трансакций на $2,21 млрд), Тинькофф-банк — с 45-го на 42-е место (–$4,38 млрд) и «Русский стандарт» — с 46-го на 44-е место (–$0,15 млрд).

Как пояснили в Газпромбанке, в прошлом году в части эквайринга был сделан фокус на росте доходов, что привело к некоторому снижению оборотов и определенной доли неэффективных трансакций, при этом вырос общий портфельный доход. «Консервативный подход позволил существенно стабилизировать портфель и обеспечить его эффективное функционирование, также наложили свой отпечаток пандемические эффекты и действовавший в середине года локдаун»,— сообщили в банке.

В «Русском стандарте» укрепление позиций в рейтинге связывают в том числе с предложением игрокам рынка ряда сервисов и инструментов, «удобных для быстрого расширения возможностей приема платежей при курьерской доставке».

Большинство европейских банков, попавших в рейтинг Nilson Report, продемонстрировали снижение как количества трансакций, так и объемов операций, что и позволило российским банкам улучшить свои позиции. По словам члена совета директоров РНКО «Платежный центр» Александра Погудина, во время пандемии в России локдауны были более мягкими по сравнению со многими европейскими странам. «Таким образом, хоть и эквайринговая активность снижалась во время острой фазы закрытия экономики, это снижение ниже, чем в Европейском союзе»,— говорит он.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году россияне оформили покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,22 трлн руб., что на 58,5% больше прошлогоднего показателя. При этом доля локального рынка интернет-торговли выросла в прошлом году до 86%. Гендиректор Visa в России Михаил Бернер в интервью “Ъ” отмечал, что 38% россиян впервые стали покупать продукты онлайн, «около 23% стали заказывать продукты на дом, еще 31% — платить смартфоном» (см. “Ъ” от 8 сентября).

Однако стремительный рост сегмента e-commerce слабо отразился на результатах российских банков. По данным Nilson Report, у ВТБ объем онлайн-трансакций снизился на $1,79 млрд, у Газпромбанка — на $730 млн. При этом у ВТБ существенно выросло количество онлайн-трансакций. В банке пояснили, что такая динамика связана с последствиями пандемии: «Продемонстрировали серьезный рост высокотрансакционные бизнесы с низким средним чеком, такие как продуктовый ритейл, доставка продуктов, агрегаторы такси. При этом в силу ограничений, связанных с пандемией коронавируса, значительно снизились и количество, и объем трансакций в сегменте travel, который традиционно характеризуется высоким средним чеком».

По данным исследования, у банка «Тинькофф» снижение составило $4,47млрд. Однако в кредитной организации сообщили, что в отчете отражены некорректные данные: «У нас рост в два раза в эквайринге по прибыли и оборотам, количество точек выросло на 60%, в онлайн-экварийнге — в два раза».

Самый большой рост как в общем объеме, так и в секторе интернет-коммерции продемонстрировал Сбербанк. В самом банке не ответили на запрос “Ъ”. По словам независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, из-за того что банк является крупнейшим эмитентом карт и лидером по эквайрингу, количество трансанкций по оплате товаров и услуг в его собственной сети самое большое. Это, поясняет эксперт, позволяет ему во многих случаях не платить межбанковскую комиссию, что, в свою очередь, позволяет предлагать более низкие тарифы торговым точкам.

Максим Буйлов, Ксения Дементьева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №88 от 26.05.2021
Тэги:

Читайте также

Клиентам банка «Открытие» доступно подключение ВТБ Мобайл
Клиенты «Открытия» могут подключиться к оператору мобильной связи ВТБ Мобайл
Минфин обсудит исключение из льготной ипотеки семей с высокими доходами
Власти начали обсуждать вопрос об исключении заемщиков с высокими зарплатами из программы семейной ипотеки
ЦБ впервые ужесточил требования к выдаче автокредитов
С 1 июля российские банки будут обязаны применять повышенные коэффициенты риска по автокредитам
В Думе предложили запретить организацию обращения криптовалют с сентября
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют с 1 сентября
ЦБ продлил период жесткой монетарной политики
При каких условиях регулятор может вернуться к повышению ставки
В России начали массово блокировать сим-карты
Операторы связи ежемесячно блокируют порядка 300 тыс. телефонных номеров в рамках борьбы с серыми сим-картами
Россияне придумали, как зарабатывать с помощью кредиток: в ЦБ описали схему
На рынке сложилась ситуация, в которой россиянам выгоднее получаемые доходы размещать на депозитах
При покупке жилья за материнский капитал потребуется подтвердить его пригодность
При покупке жилья за материнский капитал потребуется подтвердить его пригодность
Минфин заявил, что семейную ипотеку продлят минимум для семей с детьми младше шести лет
Как отметил замглавы ведомства Иван Чебесков, "это поручение президента"
Набиуллина пояснила, почему не стоит ждать снижения ключевой ставки
Центробанк не исключает вероятность сохранения ключевой ставки на уровне 16% до конца года