Россияне стали чаще жаловаться на отказы банков в реструктуризации кредитов
Так, жалоб на форуме Банки.ру на такие отказы было в июле почти на треть больше, чем в июне; речь идет о нескольких десятках обращений. В ОНФ, подтверждая поступление жалоб на отказы банков физлицам в реструктуризации задолженности, оценивают увеличение их числа к середине лета по сравнению с апрелем в 10–15%.
Напомним, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута сообщил в конце июня на Петербургском международном юридическом форуме, что в период с марта по май 2022 года граждане направили в банки 205,2 тыс. обращений за кредитными каникулами: 94,3 тыс. в марте, 66,9 тыс. в апреле и 44 тыс. в мае. В 2020 году, во время пандемии, банки зафиксировали 183 тыс. обращений в апреле, 121,4 тыс. в мае, а к августу их число уменьшилось до 5,5 тыс. За ипотечными каникулами в марте 2022 года обратились 3 тыс. человек, в апреле — 2,7 тыс., в мае — 1,8 тыс.
Почему отказывают банки
По словам директора департамента розничных рисков банка «Зенит» Александра Шорникова, главными причинами банковских отказов дать кредитные каникулы являются непредставление клиентом документов, подтверждающих уменьшение дохода, и фальсификация данных по источнику дохода при оформлении кредита. При длительной просрочке, после предъявления должнику судебного иска, банк также не даст кредитные каникулы.
По мнению экспертов, реструктуризация кредитов как по собственным программам, так и по государственным невыгодна для банков. При признании кредита реструктурированным по собственной программе финорганизации резервы по нему должны быть увеличены. Кроме того, при реструктуризации банковский клиент лишь в половине случаев восстанавливает платежеспособность, отмечает независимый эксперт Андрей Бархота, констатируя приоритетность для банков платежной дисциплины заемщиков.
Согласно приводившимся ранее данным ЦБ, после окончания антикризисных кредитных каникул в график платежей смогли вернуться 72% заемщиков, после ипотечных — 86%.
Количество обращений заемщиков за реструктуризацией кредитов будет увеличиваться, в частности, за счет заемщиков, которые брали кредит в марте — апреле этого года по рекордно высоким ставкам, ожидает генеральный директор финансовой экосистемы «Юником-24» Дмитрий Африканов.
Ранее стало известно о подготовке Центробанком законопроекта, согласно которому механизм кредитных каникул может стать постоянным.
В начале мая этого года сообщалось о жалобах на несколько банков из-за блокировки неиспользованных лимитов по кредитным картам после подачи клиентами заявок на кредитные каникулы по другим продуктам.