Россияне стали покупать в 50 раз больше золота
Российские золотодобывающие компании не ведут самостоятельного экспорта, а продают золото банкам, у которых есть лицензия на операции с золотом, объяснили в ФГ «Финам». За прошлый год компании произвели 346 тонн золота, большая часть которого ушла на экспорт, однако с экспортом сейчас возникли проблемы.
7 марта Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов приостановила статус Good Delivery для шести российских аффинажных заводов, выпускающих золотые слитки. Статус позволял выйти на рынок, где продавалась большая доля российского золота.
Приостановка статуса означает невозможность осуществлять прямые поставки золота на мировой рынок, объяснили аналитики «Открытие Инвестиции». В результате экспортные поставки могут осуществляться только через «серые» схемы, например, перемаркировку другими заводами с нужным статусом. На рынок влияют и проблемы с логистикой, возникшие из-за санкций.
Сейчас золотодобытчики ищут способы адаптироваться к новым условиям. Например, Polymetal рассматривает возможность аффинажа металла в Казахстане и разделения структуры владения активами. В лучшем положении, по мнению аналитиков, оказалась компания «Полюс» благодаря реализации золота в основном на внутреннем рынке.
Уход большей части золота на внутренний рынок — один из возможных сценариев. По словам экспертов, после отмены НДС на золотые слитки спрос на золото в банках со стороны физических лиц вырос в 30—50 раз. Это спровоцировало дефицит металла (граждане покупают маленькие слитки, потому что большие для них слишком дороги). Однако поступление слитков ожидается в ближайшие месяц-два.
В целом общее потребление золота в России может вырасти до 50 тонн в 2022 году (после 5,1 тонны в 2021 году).