С уверенностью в завтрашней просрочке

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

С уверенностью в завтрашней просрочке

После начала военных действий РФ на Украине клиенты российских банков растеряли уверенность в себе: только менее четверти из них не сомневаются в своей способности обслуживать текущие кредиты. В дальнейшем эксперты допускают, что уверенных в своей платежеспособности станет еще меньше, что приведет к росту плохих долгов и сокращению кредитования. Впрочем, банкиры настроены более оптимистично, в том числе меняя линейки в пользу комиссионных продуктов.

Доля клиентов, способных обслуживать свои текущие задолженности, к концу весны заметно снизилась. Как следует из опроса Kept (бывшая KPMG), проведенного в апреле—мае, только 23% респондентов уверены в собственной способности обслуживать текущие долги. По оценке директора практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольги Бледновой, это вдвое меньше, чем могло быть до начала специальной военной операции России на Украине. В дальнейшем если ситуация будет усугубляться, доля таких заемщиков может снизиться еще больше, отмечает она. В опросе Kept приняли участие свыше 2 тыс. респондентов — розничных клиентов, а также компаний малого и среднего бизнеса.

Для многих людей ситуация стала нестабильной с точки зрения работы. «Для банков это значит, во-первых, высокий риск роста просроченной задолженности в будущих периодах, а во-вторых, необходимость прорабатывать инструменты митигации рисков (снижения вероятности рискового события и минимизации его последствий.— “Ъ”) по кредитному портфелю и пересмотру риск-стратегий»,— поясняет госпожа Бледнова.

Согласно данным ЦБ, в розничном кредитном портфеле банков на 1 апреля объем просроченных ссуд на срок свыше 90 дней превысил 1 трлн руб. (4,1%). Реальный рост плохих долгов в апреле—мае (за два месяца) без эффекта реструктуризаций и кредитных каникул, которые в настоящее время сглаживают ситуацию и качество банковских активов, мог составить до 15%, оценивает независимый эксперт Андрей Бархота. «Это значит, что за этот период по крайней мере каждый седьмой заемщик утратил способность обслуживать свои кредиты»,— поясняет эксперт. До конца года объем плохих ссуд без учета реструктуризаций и каникул может увеличиться еще на 25–30%, оценивает эксперт.

При этом банки демонстрируют больший оптимизм. В Сбербанке отмечают, что портфель розничных кредитов ведет себя довольно устойчиво, а в части корпоративных клиентов также не видно «никаких проблем». Так, доля просроченной задолженности на срок один день и более в кредитном портфеле банка стабильная и находится на уровне 1,5%, что является самым низким значением за последние годы.

Объем свободных средств как у компаний, так и у розничных клиентов сократился, подтверждают в Абсолют Банке, но «это не отразилось на качестве обслуживания кредитов клиентов», заверяют там. Как отмечает аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский, на фоне инфляционного всплеска, отмеченного в марте, и структурных изменений в экономике способность людей к обслуживанию банковских кредитов снизилась. Но начиная с мая видно «постепенное восстановление в сфере розничного кредитования» и не видно «существенных рисков роста закредитованности», отмечает он.

По мнению руководителя направления по оказанию услуг финансовым институтам компании Б1 (бывшая EY) Геннадия Шинина, рост «тревожности населения» и сокращения потребления и затрат закономерен — «неопределенность побуждает сберегать». По результатам исследования Kept, более 93% респондентов планируют сократить затраты. В свою очередь, для банков — это упущенные возможности с точки зрения получения процентных доходов, указывает господин Шинин.

Об этом говорят и банкиры. Уровень маржинальности банковского бизнеса существенно сократился за последние месяцы, отмечают в Абсолют Банке. Одной из причин был рост ставок в краткосрочном периоде, что привело к снижению спроса на заемные средства со стороны клиентов (см. “Ъ” от 20 мая и 8 июня). Теперь же, поясняют в банке, кредитные организации пересматривают модели и продуктовую линейку и делают акцент на развитие комиссионных продуктов.

Ольга Шерункова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №111 от 24.06.2022
Тэги:

Читайте также

ВТБ: число мошеннических атак в прошлом году выросло почти в 4 раза
По оценке ВТБ, в прошлом году мошенники совершили рекордные 7,8 млн финансовых атак на клиентов банка
Группа ВТБ: россияне в январе сократили потребительскую активность
По оценкам Первого ОФД (входит в группу ВТБ), в январе россияне снизили свои траты на продукты и услуги на 12%
Как выманивают данные о картах: киберэксперт перечислил схемы мошенников
Мошенники могут использовать различные способы, чтобы получить данные о банковских картах своих жертв
ЦБ высказался о перетоке валютных вкладов россиян в иностранные банки
Банк России подтвердил, что вклады российских граждан в иностранных банках выросли почти в 2,5 раза
Не дойти до критических точек. Что угрожает российской экономике и как реагирует ЦБ
Мер, которые принимает Банк России, на сегодняшний день хватает, чтобы не допустить критической ситуации
Минфин: в 2022 году россияне купили в 10 раз больше золота, чем в 2021 году
За 2022 год физические лица приобрели золота в объёме в 50 тонн
Риск «пузыря». В ЦБ предупредили о возможных последствиях льготной ипотеки
Льготная ипотека с господдержкой способствует накоплению долговой нагрузки на россиян и образованию «пузыря» на рынке недвижимости
Ведущие аналитики ухудшили прогноз по ключевой ставке Банка России на 2023 год
Ведущие аналитики ухудшили ожидания по ключевой ставке Банка России на 2023 год
Кабмин поддержал концепцию проекта об уголовном наказании за утечку персональных данных
Правительство РФ поддержало концепцию законопроекта о введении уголовной ответственности за незаконные сбор, хранение и передачу персональных данных
ЦБ назвал максимальную ставку топ-10 банков по вкладам в конце января
Средняя максимальная ставка топ-10 российских банков по депозитам физических лиц в рублях по итогам третьей декады января 2023 года осталась на уровне второй декады