Ссуды держат дистанцию

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Ссуды держат дистанцию

Доля клиентов МФО, воспользовавшихся онлайн-кредитованием, по итогам 2020 года достигла 64%. И темпы роста этого сегмента в период пандемии и самоизоляции превысили показатель предшествующего года. Однако среди клиентов МФО сохраняется высокая доля возрастных клиентов, предпочитающих очное общение, а уровень одобрения в онлайн-сегменте ниже, чем в офлайне, на фоне более высоких рисков мошенничества.

В 2020 году доля клиентов МФО, взаимодействовавших с кредитором полностью онлайн, достигла 64%. По сравнению с предыдущим годом рост составил 13 процентных пунктов (п. п.). Такие данные приводятся в исследовании компании IDF Eurasia. При этом доля приверженцев исключительно офлайн-формата сократилась на 3 п. п., до 20%. Доля тех, кто использовал гибридный формат (получал ссуды и онлайн, и офлайн, физически посещая классический офис выдачи),— 16%, за год она сократилась на 10 п. п.

Уверенный рост доли онлайн-займов в сегменте МФО эксперты IDF Eurasia фиксируют с 2016 года. Тогда она составляла 8%, а в 2017 году достигла 30%. Основная причина роста — развитие интернет-технологий, распространение смартфонов. В целом меняется культура потребления финансовых продуктов, указывает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.

Ускорение спроса на онлайн-кредитование в микрофинансовом секторе в прошлом году было связано с пандемией и массовой самоизоляцией. Однако, по оценке СРО «МиР», портфель онлайн-займов в 2020 году вырос всего на 6% в сравнении с показателем 2019 года, а доля таких займов по итогам года не превысила трети от совокупного портфеля, что говорит о более низких лимитах по выдаче займов через онлайн-каналы. Компании искусственно ограничивали принятие решений по кредитованию в онлайне с точки зрения возможного влияния на риск, который, как показала практика, не реализовался в полной мере, замечает гендиректор МФК «Мигкредит» Олег Гришин.

Кроме того, такая ситуация была связана и с существенным увеличением выдач в офлайн-сегменте в конце прошлого года, поясняет господин Мехтиев. «Пандемия действительно могла бы еще простимулировать именно дистанционные выдачи, однако они сопряжены с большими рисками, связанными с мошенническими займами. Поэтому уровень одобрений в сегменте достаточно низкий»,— подчеркивает он. Тем не менее кредитный риск сближается в онлайне и офлайне, добавляет Олег Гришин.

В дополнение к этому на рынок налагает отпечаток и смена поколений. Основная целевая аудитория онлайн-продаж — клиенты до 35 лет, они более мобильны и привыкли к дистанционным каналам, указывает гендиректор финансового маркетплейса «Юником24» Юрий Кудряков. Более возрастная категория предпочитает решать вопросы лично, отмечает он. Однако фактор омоложения аудитории в условиях пандемии как раз играл обратную роль: в условиях ужесточения скоринга клиенты среднего возраста имели преимущество перед молодежью как более надежные, добавляют аналитики МФК «Займер». В частности, типичный клиент компании в 2020 году «повзрослел» на два-три года.

На фоне насыщения рынка темпы роста доли онлайн-заявок в 2021 году замедлятся и составят 70%, оценивают в IDF Eurasia. Офлайн- и гибридные заявки разделят оставшиеся 30% в равных долях. Вместе с тем, по прогнозу СРО «МиР», портфель онлайн-займов по итогам года может вырасти на 8–10%, а доля в совокупном портфеле — на 2–3 п. п. Более значительные изменения рынок может увидеть в 2022–2023 годах, считают там.

Рынок микрофинансирования консолидируется, поясняет гендиректор сервиса онлайн-займов «Гринмани» Андрей Луцык. «Крупные компании стремятся упростить клиенту путь к получению денег. Чем проще процесс, тем выше конверсия, тем компания больше зарабатывает. И такая трансформация привлекательна для молодой аудитории, которая привыкла к удобным сервисам»,— поясняет он.

Полина Трифонова

Источник: Газета "Коммерсантъ" №38 от 05.03.2021
Тэги:

Читайте также

ВТБ Мои Инвестиции назвали самые перспективные активы в третьем квартале
Эксперты ВТБ Мои Инвестиции считают текущий момент подходящим для валютной диверсификации
Системно значимые банки начали запускать социальные вклады
На текущий момент уже несколько кредитных организаций обновили депозитные тарифы на своих официальных сайтах
Заправка без очередей: в ВТБ Онлайн доступна бесконтактная оплата топлива
ВТБ запустил бесконтактную оплату топлива в онлайн-банке
В России выросли тарифы на коммунальные услуги
В России с 1 июля 2025 года проиндексированы тарифы за услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и обращению с твердыми коммунальными отходами
ВТБ запускает ИИ-агентов для сотрудников
ВТБ внедряет семейство цифровых помощников на базе больших языковых моделей для решения рабочих задач сотрудников
Зарубежным маркетплейсам грозит блокировка за нарушение закона о платформах
В кабмине намерены внести изменения в закон о «приземлении» иностранных IT-компаний
Что изменится в законах о недвижимости и ЖКХ в июле
Рост тарифов ЖКУ, новый эксперимент по онлайн-взысканию долгов за коммуналку, ужесточение выдачи ипотеки и другие законодательные новеллы
ВТБ отчитался о прибыли за пять месяцев и рассказал о будущем кредитов физлиц
За пять месяцев текущего года группа ВТБ заработала чистую прибыль в размере 233,6 млрд рублей
Выдача ипотеки упала, но и ставка тоже: итоги года без льготной ипотеки
С середины 2024 года выдача ипотечных кредитов упала более чем вдвое
Есть ли риски для обвала курса рубля в августе?
Август традиционно считается непростым месяцем для курса рубля