«Тинькофф» проиграл новое дело о слишком выгодном для клиентов курсе валют
«По спорной ситуации в других регионах уже вынесено несколько решений, в Москве это решение является первым, — обращают внимание в BGMP.
Нажились на обмене
Клиенты «Тинькофф» в марте пожаловались, что банк списал средства, которые они получили благодаря промежуточному обмену валюты. Клиенты многократно проводили операции конвертации между долларами, евро и британскими фунтами, в результате чего сумма возрастала в несколько раз. Это стало возможно из-за появления в системе ошибочных валютных курсов. Банк потом списал средства со счетов, объяснив, что клиенты «воспользовались уязвимостью в работе алгоритма расчета кросс-курсов валют». После этого клиенты начали обращаться в суды.
В общей сложности от таких действий банка пострадали 256 человек, указано в сообщении BGMP. Банк же ранее сообщал, что его общий ущерб из-за сбоя в расчетах кросс-курсов, который позволил клиентам выгодно обменивать валюту, составил 7 млн долларов.
Московское дело
Решение по делу, в котором интересы клиента «Тинькофф» представляла партнер адвокатского бюро BGMP, руководитель практики разрешения арбитражных споров Евгения Пешкова, вынес 17 августа Чертановский районный суд Москвы. Суть данного спора описывается следующим образом: «клиент Тинькофф Банка совершил серию операций по обмену валют. 19 марта 2022 года банк заблокировал счета клиента, 22 марта 2022 года без каких-либо предупреждений списал в одностороннем порядке все деньги и установил отрицательный баланс по счету. А через несколько дней прислал требование возместить причиненные убытки от спорных операций в течение 25 дней».
Банк настаивал на злоупотреблении правом со стороны клиентов «и даже на причинении ущерба в том числе публичным интересам, связанным со стабильностью национальной валюты», отмечается в сообщении адвокатского бюро.
При этом юристы подчеркивают, что, как выяснилось в процессе судебного разбирательства, корнем проблемы была не заявленная ранее уязвимость алгоритма расчета кросс-курсов валют, а ошибка сотрудников банка, которые 27 февраля, 1 и 11 марта 2022 года установили неверные курсы конвертации.
«Банк сначала ссылался на уязвимость алгоритма, а потом заявил, что сотрудник ошибся, устанавливая курсы валют. Получается, профессиональный участник рынка (банк) сам допустил и признал свою ошибку, но хочет заставить платить за нее слабую сторону отношений (клиента), который действовал строго в рамках закона, договора с банком и тех возможностей и ограничений, которые сам банк и предоставляет», — приводится в сообщении комментарий клиента банка — участника судебного процесса.
Клиент рассказал, что «сначала банк заблокировал счета под предлогом проверки в соответствии с федеральным законом № ФЗ-115» («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). «После того как мы предоставили все требуемые документы, банк разблокировал деньги, и сотрудник поддержки банка предложил вывести остаток и закрыть счета. Мы не стали этого делать сразу, и банк в одностороннем порядке произвел списания и "нарисовал" минус на рублевом счете. Списали даже те деньги, которые наша семья получала от государства в качестве социальной поддержки при рождении ребенка», — описал ситуацию банковский клиент.
«Банк как субъект профессиональной предпринимательской деятельности не может переложить ответственность за совершенную его сотрудниками ошибку на потребителя банковских услуг. Потребитель не мог знать о том, что банк указал неверные значения курсов валют», — подчеркивают в юридической компании.
По итогам спора, согласно данным BGMP, « удовлетворены требования к банку о возврате денег на счета, отмене отрицательного баланса (технического овердрафта), выплате процентов, морального вреда и сумма штрафа в рамках закона о защите прав потребителя в размере 15 тыс. фунтов стерлингов. При этом в удовлетворении встречных требований банка о взыскании убытков отказано».
Прецеденты
Ранее в августе стало известно о результатах рассмотрения подобного дела в Перми. Клиенту кредитной организации удалось отсудить почти 1,3 млн рублей, которые «Тинькофф» при таких же обстоятельствах списал у него со счета.
Из материалов пермского дела следовало, что, «например, 10 марта 2022 года сотрудник ошибочно установил в системах банка курс евро на уровне 123 рублей вместо 133 рублей». Клиент совершил менее чем за час почти 50 операций конвертации валют, получая по итогам каждого цикла прибыль в 3%, а в общей сложности обогатился более чем на 10,7 тыс. долларов.
Но юристы заявили, что банк сам установил указанные курсы и если получил в результате таких сделок убытки, то это является его предпринимательским риском. Кроме того, сделки по обмену совершались на валютных счетах, а деньги банк списал с рублевого счета, по которому не было никаких систематических сделок, направленных на извлечение прибыли.
В мае также сообщалось о случае, когда финансовый уполномоченный обязал Тинькофф Банк вернуть клиенту средства, которые в марте были списаны с его счета на этих же основаниях.