Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

В стране растут займы до зарплат

На фоне высокой инфляции и общей нестабильной экономической ситуации в РФ на микрофинансовом рынке растет доля срочных займов «до зарплаты». Этому способствуют снижение уровня жизни и сокращение горизонта планирования. Участники рынка ожидают сохранения тренда до конца года, что потребует от МФО значительных дополнительных инвестиций в системы привлечения и скоринга.

На микрофинансовом рынке в последние месяцы наметился новый тренд — увеличение в запросах клиентов доли срочных займов «до зарплаты». При заполнении заявки они акцентируют внимание на том, что деньги им понадобились срочно, отмечается в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir, с которым ознакомился “Ъ”.

Тенденция стала даже более явной, чем в начале пандемии. Так, в мае 2020 года на эту категорию приходилось 6% заявок, а в мае 2022 года доля превысила 10%. Рост доли заявок на «срочные цели» фиксируют и в Moneyman: в мае 2022 года относительно марта—апреля она выросла на 1 п. п., относительно мая 2020 года — на 2,5 п. п. Причем клиенты «запрашивают немаленькие суммы», что может быть связано с ограничением банковского кредитования и сокращением POS-кредитов, уточняет операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов.

По данным Национального бюро кредитных историй, в мае 2022 года было выдано 2,38 млн «займов до зарплаты» (до 30 тыс. руб., сроком до 30 дней) на 21,59 млрд руб. Это максимальный объем с декабря прошлого года и на 16% выше, чем годом ранее. Согласно информации ЦБ, в январе—марте в России в целом выданы микрозаймы на 175 млрд руб.

Главная причина тренда — в высокой инфляции, зарплаты не успевают за ростом цен, поясняет гендиректор Webbankir Андрей Пономарев: «В результате даже работающие люди, которые формально сохранили уровень доходов, начинают испытывать финансовые затруднения». По мнению эксперта, займы сроком до 30 дней останутся наиболее динамичным сегментом рынка МФО в течение всего 2022 года.

Увеличение числа запросов на короткие займы связано с сокращением горизонта планирования, полагает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. «Однако выдачи и запросы — не одно и то же»,— уточняет она, подчеркивая, что компании стали осторожнее выдавать микрокредиты.

При этом участники рынка по большей части сохраняют традиционную модель бизнеса. «Говорить о необходимости смены или трансформации модели привлечения пока рано»,— полагает гендиректор Moneyman Сергей Весовщук. Хотя затраты на скоринг придется увеличить, признает гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов, как для совершенствования технологий, так и для вложений в разработку.

Однако часть компаний начинает подстраиваться под новую структуру спроса. «МигКредит» сегодня «тратит очень большие силы на то, чтобы трансформировать бизнес-модель» (компания традиционно ориентировалась на среднесрочные займы с достаточно большими чеками) и развернуть ее в сторону коротких займов, отмечает ее коммерческий директор Марат Аббясов.

В таких условиях одной из основных статей расходов МФО становится маркетинг, поясняют аналитики ИК «Иволга Капитал». По данным отчетности почти трех десятков МФО, в первом квартале затраты на рекламу достигли 1,4 млрд руб., превысив показатель прошлого года в 1,6 раза.

В условиях кризиса МФО оказались между двух огней, уточняет гендиректор финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов: «Для рентабельности бизнеса нужны новые качественные заемщики, однако в условиях ограничения бюджета компании вынуждены работать с более дешевыми каналами привлечения». Микрокредитные компании, добавляет господин Смирнов, увеличивают бюджеты на SEO, контекстную рекламу, растет количество коммуникаций с клиентами через email и СМС-сообщения.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №110 от 23.06.2022
Тэги:

Читайте также

Платежи пойдут мимо агентов
Синдицированные кредиты погасят по-дружески
Эксперты зафиксировали первый за три месяца рост рынка ипотеки
Но он пока не смог компенсировать весенний провал
Россияне оформили рекордное за десять лет число банковских карт после ухода Visa и Mastercard
По итогам I квартала 2022 года в России число выпущенных банковских карт увеличилось на 12 млн
Bloomberg: UniCredit ищет вариант ухода из России, который позволит вернуться
UniCredit рассматривает возможность продажи своего российского подразделения через структуру, которая позволит банку выкупить дочернюю компанию
Доходы россиян от продажи золота в слитках освободили от НДФЛ
Государственная дума приняла закон, освобождающий от НДФЛ доходы граждан от продажи золота на 2022–2023 годы
Дума разрешает банкам передавать биометрические данные в ЕБС без согласия их владельцев
Госдума на заседании во вторник проголосовала за поправки, разрешающие финансовым организациям передавать в Единую биометрическую систему (ЕБС) персональные данные россиян без получения их согласия
ФНБ докапитализировал Газпромбанк на 50 млрд рублей
Газпромбанк получил из Фонда национального благосостояния 50 млрд рублей, которые были направлены на докапитализацию
Путин разрешил ограничивать зачисление валюты на зарубежные счета
Президент Владимир Путин разрешил правительственной комиссии по контролю за инвестициями напрямую запрещать резидентам РФ зачислять средства на счета, которые открыты за пределами России
ЦБ: урегулировать страховой случай по ОСАГО можно будет онлайн
К 1 января 2025 года страховщики будут обязаны внедрить у себя сервис электронного урегулирования убытков по ОСАГО
Банк Заречье изменил условия вклада «Сезонный»
С 4 июля 2022 года изменены условия вклада «Сезонный» банка Заречье