В стране растут займы до зарплат

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

В стране растут займы до зарплат

На фоне высокой инфляции и общей нестабильной экономической ситуации в РФ на микрофинансовом рынке растет доля срочных займов «до зарплаты». Этому способствуют снижение уровня жизни и сокращение горизонта планирования. Участники рынка ожидают сохранения тренда до конца года, что потребует от МФО значительных дополнительных инвестиций в системы привлечения и скоринга.

На микрофинансовом рынке в последние месяцы наметился новый тренд — увеличение в запросах клиентов доли срочных займов «до зарплаты». При заполнении заявки они акцентируют внимание на том, что деньги им понадобились срочно, отмечается в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir, с которым ознакомился “Ъ”.

Тенденция стала даже более явной, чем в начале пандемии. Так, в мае 2020 года на эту категорию приходилось 6% заявок, а в мае 2022 года доля превысила 10%. Рост доли заявок на «срочные цели» фиксируют и в Moneyman: в мае 2022 года относительно марта—апреля она выросла на 1 п. п., относительно мая 2020 года — на 2,5 п. п. Причем клиенты «запрашивают немаленькие суммы», что может быть связано с ограничением банковского кредитования и сокращением POS-кредитов, уточняет операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов.

По данным Национального бюро кредитных историй, в мае 2022 года было выдано 2,38 млн «займов до зарплаты» (до 30 тыс. руб., сроком до 30 дней) на 21,59 млрд руб. Это максимальный объем с декабря прошлого года и на 16% выше, чем годом ранее. Согласно информации ЦБ, в январе—марте в России в целом выданы микрозаймы на 175 млрд руб.

Главная причина тренда — в высокой инфляции, зарплаты не успевают за ростом цен, поясняет гендиректор Webbankir Андрей Пономарев: «В результате даже работающие люди, которые формально сохранили уровень доходов, начинают испытывать финансовые затруднения». По мнению эксперта, займы сроком до 30 дней останутся наиболее динамичным сегментом рынка МФО в течение всего 2022 года.

Увеличение числа запросов на короткие займы связано с сокращением горизонта планирования, полагает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. «Однако выдачи и запросы — не одно и то же»,— уточняет она, подчеркивая, что компании стали осторожнее выдавать микрокредиты.

При этом участники рынка по большей части сохраняют традиционную модель бизнеса. «Говорить о необходимости смены или трансформации модели привлечения пока рано»,— полагает гендиректор Moneyman Сергей Весовщук. Хотя затраты на скоринг придется увеличить, признает гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов, как для совершенствования технологий, так и для вложений в разработку.

Однако часть компаний начинает подстраиваться под новую структуру спроса. «МигКредит» сегодня «тратит очень большие силы на то, чтобы трансформировать бизнес-модель» (компания традиционно ориентировалась на среднесрочные займы с достаточно большими чеками) и развернуть ее в сторону коротких займов, отмечает ее коммерческий директор Марат Аббясов.

В таких условиях одной из основных статей расходов МФО становится маркетинг, поясняют аналитики ИК «Иволга Капитал». По данным отчетности почти трех десятков МФО, в первом квартале затраты на рекламу достигли 1,4 млрд руб., превысив показатель прошлого года в 1,6 раза.

В условиях кризиса МФО оказались между двух огней, уточняет гендиректор финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов: «Для рентабельности бизнеса нужны новые качественные заемщики, однако в условиях ограничения бюджета компании вынуждены работать с более дешевыми каналами привлечения». Микрокредитные компании, добавляет господин Смирнов, увеличивают бюджеты на SEO, контекстную рекламу, растет количество коммуникаций с клиентами через email и СМС-сообщения.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №110 от 23.06.2022
Тэги:

Читайте также

Ренессанс банк увеличил сроки кредитования
Ренессанс банк увеличил срок, на который предоставляет кредит наличными
Индонезия готовится к отказу от Visa и Mastercard
ЦБ Индонезии готовится полностью отказаться от платежных систем Visa и Mastercard в стране
Эксперты спрогнозировали снижение объема кредитования МСП в 2023 году
АКРА: российские банки в 2023 году выдадут меньше кредитов МСП после роста в 2022 году
В феврале операции в юанях достигли рекордных объемов
Абсолютный рекорд установили репо в юанях
Платежные системы Ирана и России соединились
Платежи будут проходить без использования SWIFT
МВД продлило срок действия прав, истекших в 2022 и 2023 годах
МВД продлило на три года срок действия водительских прав, истекших в 2022 и 2023 годах
ЦБ запретил банкам использовать SWIFT при переводах внутри России
Что это решение означает для сектора
Снизило ли спасение Credit Suisse риски мирового банковского кризиса
ЦБ Швейцарии утвердил план спасения Credit Suisse
ЦБ утвердил новые правила передачи финансовых сообщений на территории России
С 1 октября 2023 года для передачи финансовой информации при переводах средств на территории России банки будут обязаны использовать только российские сервисы и отечественную финансовую инфраструктуру
Промсвязьбанк скорректировал ставки по потребительским кредитам
Промсвязьбанк скорректировал ставки по потребительским кредитам