В стране растут займы до зарплат

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

В стране растут займы до зарплат

На фоне высокой инфляции и общей нестабильной экономической ситуации в РФ на микрофинансовом рынке растет доля срочных займов «до зарплаты». Этому способствуют снижение уровня жизни и сокращение горизонта планирования. Участники рынка ожидают сохранения тренда до конца года, что потребует от МФО значительных дополнительных инвестиций в системы привлечения и скоринга.

На микрофинансовом рынке в последние месяцы наметился новый тренд — увеличение в запросах клиентов доли срочных займов «до зарплаты». При заполнении заявки они акцентируют внимание на том, что деньги им понадобились срочно, отмечается в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir, с которым ознакомился “Ъ”.

Тенденция стала даже более явной, чем в начале пандемии. Так, в мае 2020 года на эту категорию приходилось 6% заявок, а в мае 2022 года доля превысила 10%. Рост доли заявок на «срочные цели» фиксируют и в Moneyman: в мае 2022 года относительно марта—апреля она выросла на 1 п. п., относительно мая 2020 года — на 2,5 п. п. Причем клиенты «запрашивают немаленькие суммы», что может быть связано с ограничением банковского кредитования и сокращением POS-кредитов, уточняет операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов.

По данным Национального бюро кредитных историй, в мае 2022 года было выдано 2,38 млн «займов до зарплаты» (до 30 тыс. руб., сроком до 30 дней) на 21,59 млрд руб. Это максимальный объем с декабря прошлого года и на 16% выше, чем годом ранее. Согласно информации ЦБ, в январе—марте в России в целом выданы микрозаймы на 175 млрд руб.

Главная причина тренда — в высокой инфляции, зарплаты не успевают за ростом цен, поясняет гендиректор Webbankir Андрей Пономарев: «В результате даже работающие люди, которые формально сохранили уровень доходов, начинают испытывать финансовые затруднения». По мнению эксперта, займы сроком до 30 дней останутся наиболее динамичным сегментом рынка МФО в течение всего 2022 года.

Увеличение числа запросов на короткие займы связано с сокращением горизонта планирования, полагает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. «Однако выдачи и запросы — не одно и то же»,— уточняет она, подчеркивая, что компании стали осторожнее выдавать микрокредиты.

При этом участники рынка по большей части сохраняют традиционную модель бизнеса. «Говорить о необходимости смены или трансформации модели привлечения пока рано»,— полагает гендиректор Moneyman Сергей Весовщук. Хотя затраты на скоринг придется увеличить, признает гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов, как для совершенствования технологий, так и для вложений в разработку.

Однако часть компаний начинает подстраиваться под новую структуру спроса. «МигКредит» сегодня «тратит очень большие силы на то, чтобы трансформировать бизнес-модель» (компания традиционно ориентировалась на среднесрочные займы с достаточно большими чеками) и развернуть ее в сторону коротких займов, отмечает ее коммерческий директор Марат Аббясов.

В таких условиях одной из основных статей расходов МФО становится маркетинг, поясняют аналитики ИК «Иволга Капитал». По данным отчетности почти трех десятков МФО, в первом квартале затраты на рекламу достигли 1,4 млрд руб., превысив показатель прошлого года в 1,6 раза.

В условиях кризиса МФО оказались между двух огней, уточняет гендиректор финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов: «Для рентабельности бизнеса нужны новые качественные заемщики, однако в условиях ограничения бюджета компании вынуждены работать с более дешевыми каналами привлечения». Микрокредитные компании, добавляет господин Смирнов, увеличивают бюджеты на SEO, контекстную рекламу, растет количество коммуникаций с клиентами через email и СМС-сообщения.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №110 от 23.06.2022
Тэги:

Читайте также

Правила безопасных покупок в интернет-магазинах
Правила безопасных покупок в интернет-магазинах
В преддверии Нового Года в Сбербанке рассказали о правилах безопасных покупок в интернет-магазинах
ВТБ и Почта России запустили оплату доставки посылок через Систему быстрых платежей
ВТБ и Почта России реализовали возможность по оплате доставки посылок через Систему быстрых платежей
Росбанк выступил организатором дебютной сделки по размещению биржевых облигаций акционерного общества «Южуралзолото Группа Компаний»
22 ноября состоялось размещение АО «ЮГК» - первой компанией, вышедшей на российский долговой рынок с дебютным выпуском биржевых облигаций
ВТБ готов выдавать автокредиты на кроссовер «Москвич»
ВТБ готов запустить прием заявок на покупку нового кроссовера «Москвич 3», как только автомобиль поступит в дилерские центры
В Татарстане выбрали лучшие методики преподавания финансовой грамотности
В Татарстане определены победители конкурса педагогического мастерства «Лучший урок по финансовой грамотности»
Запас финансовой устойчивости позволяет в период стресса действовать контрциклически
О российском страховом рынке рассказал и.о. директора департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов.
От успехов в сфере искусственного интеллекта будет зависеть успех страны в целом: итоги главной дискуссии AI Journey
На международной конференции Сбера по искусственному интеллекту (ИИ) Artificial Intelligence Journey состоялась ключевая дискуссия
Законопроект об упрощенном возврате средств за купленную у банкрота недвижимость прошел первое чтение
Госдума приняла в первом чтении законопроект об упрощенном возврате покупателям единственного жилья уплаченных за него средств, если сделка в деле о банкротстве продавца признана недействительной
Остатки на счетах типа «С» в 2023 году могут достигнуть 1 трлн рублей
По состоянию на конец сентября 2022 года на счетах типа «С» уже скопилось более 200 млрд рублей
В дакрнете увеличилось число предложений по трансграничным платежам
Комиссии в таких сервисах могут составлять 20-30%, а иногда доходить и до 50%