Вирус взяли на комиссию

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Вирус взяли на комиссию

Представители различных видов бизнеса продолжают просить власти в рамках борьбы с коронавирусом предоставить им какие-либо привилегии. Под этим предлогом Российский топливный союз попросил ограничить для АЗС размер эквайринговой комиссии. Однако, по мнению банкиров, даже если сейчас принять такое решение, эффект от него будет виден лишь к концу года.

Как стало известно “Ъ”, в понедельник, 23 марта, Российский топливный союз написал письмо главе правительства Михаилу Мишустину. В нем его президент Евгений Аркуша «в период пандемии коронавируса COVID-19» попросил ограничить максимальные ставки по эквайрингу для АЗС на уровне 0,7% (при использовании любых карт, в том числе и предоплаченных) и интернет-эквайрингу на уровне 0,5% (при использовании мобильных приложений и сайтов). «Мы предложили бы распространить пониженную ставку на эквайринг для компаний в сфере туризма, пассажироперевозок, общественного питания, гостиничного бизнеса, индустрии красоты, спортивной и фитнес-индустрии, торговых центров, аптек, кинотеатров»,— поддержал коллег председатель московской «Деловой России» Денис Назаров. На прошлой неделе эта общественная организация просила снизить ставки по эквайрингу для аптек (до 1%) и торговых сетей (до 1,3%) (см. “Ъ” от 17 марта).

В Банке России заявили “Ъ”, что прорабатывают «возможность регуляторного ограничения эквайринговых ставок по онлайн-платежам». Но «здесь важно учитывать интересы всех участников рынка», отметили в ЦБ. Разным аспектам «корректировки комиссий торгового эквайринга» была посвящена видеоконференция, организованная Ассоциацией банков России (АБР) 24 марта. Среди ее участников были представители ЦБ, ведущих платежных систем и банков. Право регулировать эквайринговую комиссию ЦБ получил после внесения в прошлом году соответствующих поправок в закон «О Банке России» (см. “Ъ” от 17 июля 2019 года), но до сих пор им не пользовался.

Эквайринговая комиссия, которую платит торгово-сервисное предприятие за возможность приема банковских карт, делится на три части. Значительную ее долю составляет межбанковская комиссия (интерчейндж), которая уплачивается эмитенту карты. Меньшая часть (0,1–0,3% от платежа) составляет комиссия платежной системы. Оставшаяся часть (около 0,1%) является доходом банка-эквайера, который обеспечивает поддержание платежной инфраструктуры. В настоящее время размер эквайринговой комиссии составляет 0,5–3,5%.

Как рассказал “Ъ” замглавы АБР Алексей Войлуков, на конференции было обнародовано мнение, что польза от регулирования даже для самих торгово-сервисных предприятий в нынешних условиях неочевидна, а в действующую и отлаженную систему может внести хаос. Председатель комитета Ассоциации по платежным системам Алексей Маслов представил доклад, сделанный по заказу Еврокомиссии, который подтверждает, что понижение интерчейнджа не влияет на снижение цен в ритейле. Согласно докладу, основную выгоду от регулирования межбанковской комиссии получили торговцы и эквайреры, а к снижению цен для потребителей это может привести лишь в «долгосрочной перспективе».

Более того, приняв решение ограничить эквайринговые комиссии, сделать это быстро не получится. «Как видно на примере снижения интерченджа для образовательных и медицинских учреждений, а также по крупным покупкам, этот процесс занимает не меньше полугода»,— пояснил Алексей Войлуков. По словам директора департамента эквайринга банка «Открытие» Александра Дынина, «помимо решения на уровне органов государственной власти изменение ставок потребует настроек на стороне международных платежных систем и банков».

Как пояснил директор департамент трансакционного бизнеса и привлечения ресурсов МКБ Филипп Литвиненко, для кредитных организаций эквайринг — низкомаржинальный продукт. Действительно, основная часть получаемой за расчеты по картам комиссии идет банку-эмитенту и платежной системе. «Для кредитных организаций с точки зрения доходов оптимальным вариантом была бы компенсация их затрат со стороны государства в случае, если на правительственном уровне выйдет постановление о снижении ставок»,— предложил господин Литвиненко. Реальным решением проблемы могло бы стать распространение оплаты через систему быстрых платежей (СБП). Там для оплаты большинства товаров и услуг комиссии даже ниже, чем просят в топливном союзе,— 0,4%. Но, как говорит Денис Назаров, ожидать быстрого распространения СБП в текущих условиях невозможно, а меры поддержки нужны уже сейчас.

Максим Буйлов

Источник: Газета "Коммерсантъ" №53 от 25.03.2020
Тэги:

Читайте также

Громкая ставка: полгода без забот по ипотеке Альфа-Банка?
Громкая ставка: полгода без забот по ипотеке Альфа-Банка?
Сегодня изучаем предложение «Ипотека на вторичное жилье» от Альфа-Банка
Московский Пасхальный фестиваль при поддержке ВТБ объединяет города России
ХХIII Московский Пасхальный фестиваль пройдет при поддержке ВТБ с 25 апреля по 16 мая 2024 года в более 40 городах России
Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян
Глава Минцифры заявил, что ведомство разрабатывает законопроект против рекламных звонков
Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников
«Тинькофф» и ВТБ запустили системы мониторинга для выявления карт подставных лиц
С мая НСПК вводит контроль за торговыми точками в части мошенничества
Банки смогут опротестовывать операции торговых предприятий, если они будут систематическими нарушителями
ЦБ назвал среднюю максимальную ставку по вкладам в топ-10 банков
Средняя максимальная ставка по вкладам в рублях десяти российских банков остается неизменной третью декаду подряд
Обязательство по продаже валютной выручки могут продлить до мая 2025 года
Ранее предполагалось, что меру продлят до конца 2024 года
Генпрокуратура предложила списывать кредиты граждан, лишившихся квартир из-за долгов
Генеральная прокуратура России подготовила законопроект, который аннулирует банковские долги граждан
В России резко выросло мошенничество с использованием банкоматов
Мошенники возобновили активное воровство с использованием банкоматов
ФАС вновь проверит Сбербанк из-за рекламы вклада
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о жалобе гражданина на рекламу Сбербанка