Запутались в «светофоре». Банкиры рассказали о работе с антиотмывочной платформой ЦБ

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Запутались в «светофоре». Банкиры рассказали о работе с антиотмывочной платформой ЦБ

В банках рассказали о первых результатах использования антиотмывочной платформы Банка России «Знай своего клиента» (ЗСК), также известной как «светофор». Банкиры столкнулись с рядом трудностей, показал опрос Ассоциации банков России (АБР), который изучили  «Ведомости».

Платформа заработала 1 июля. Банк России создал ее, чтобы кредитные организации могли оценивать своих клиентов на причастность к сомнительным операциям. Регулятор уверял, что с июля к платформе подключились все банки.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) делятся на три группы в зависимости от степени риска. ЦБ сравнивает принцип со светофором:

  • Если клиент находится в «красной» зоне, банк должен сразу установить запрет на проведение почти всех трансакций. Таких клиентов — 0,7% от общего числа.
  • Клиенты из «желтой» зоны находятся под пристальным вниманием. Таких — около 0,3%.
  • Клиентам из «зеленой» зоны операции проводятся банками беспрепятственно. К этой зоне, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний.

Что говорят в банках

Сведения, которые можно получить на платформе, позволяют в некоторых случаях оперативно ставить на особый контроль клиента до начала осуществления им операций, что существенно снижает риски, считают в АБР.

После начала использования ЗСК у менеджмента повысилась уверенность в корректности действий в отношении клиентов, имеющих повышенный уровень риска, добавляют в АБР. ЗСК также позволяет отсекать наиболее высокорисковых потребителей банковских услуг и фокусировать продвижение продуктов среди более благонадежных.

Впрочем, с использованием сервиса ЗСК существенная доля ресурсов все еще уходит на работу с «красными» клиентами, отмечают банкиры. Приходится дольше обслуживать в офисе так называемых «дабл красных» предпринимателей, когда клиент попадает в зону самого высокого риска и по методике банка, и по методике ЦБ.

Объем работ с клиентом увеличился, потому что добавились новые мероприятия и отчеты для регулятора, рассказывают банкиры: ежедневное получение файла «реестр рисков», ежедневный отчет по «реестру клиентов» и «реестру мер», ежедневная проверка клиентов по уровням риска.

«Желтым» клиентам со средней степенью риска в клиентской базе банков теперь необходимо уделять больше внимания, что увеличивает трудозатраты, говорят в АБР. В эту категорию часто попадают клиенты реального бизнеса, вызвавшие подозрение. Особый мониторинг таких клиентов раньше проводился банками исключительно в случае выявления в их деятельности операций, соответствующих критериям сомнительных.

Банкам все еще нужно время для полного внедрения механизма ЦБ в собственные системы и завершения доработки по автоматическому отключению «красного» клиента от операций. Для автоматизации сервиса потребуются значительные ресурсы, которых у отдельных банков нет, добавляют в АБР.

Кроме того, в некоторых банках еще не разобрались с основными принципами работы и достоинствами сервиса, так как платформа еще совсем новая. Банкиры в опросе указывают на отсутствие полной методологической поддержки и письменных ответов Банка России на ряд заданных вопросов.

Источник: Banki.ru
Тэги:

Читайте также

Ставка по автокредитам на новые автомобили в июне опустилась ниже 13,6%
С начала года ставки опустились почти на 7 п.п.
ЦБ: В июне ипотека продолжала устойчиво расти
Основной объем выдач по-прежнему приходится на госпрограммы
ВТБ определил распространенные схемы мошенничества со списанием долгов
Сейчас самыми распространенными схемами обмана стали несуществующие программы по списанию кредитов, фальшивые сервисы по ускоренному банкротству и предложения от антиколлекторов
ВТБ: спрос на страхование от мошенничества и сезонных рисков удвоился
ВТБ зафиксировал рекордный рост онлайн-страхования
Российские банки в 2025 году могут получить чистую прибыль на уровне 3,6–3,7 трлн руб.
Тем не менее финансовые результаты российского банковского сектора за первое полугодие 2025 года наверняка будут слабее, чем за аналогичный период 2024-го
Названа средняя сумма переводов, которые россияне отправляют через СБП
Cредний чек перевода через Систему быстрых платежей в первой половине года вырос на 47%
Жилье в новостройках России подорожало на 17,9% за год
Средняя строящаяся квартира продана за 9,7 млн руб. в первом полугодии 2025 года
Выдачи кредитов пошли в рост впервые за полгода
Выдачи пошли вверх после того, как 6 июня ЦБ впервые за три года снизил ключевую ставку
Банк маркетплейса Wildberries предложил услугу по денежным переводам за рубеж
С помощью партнера — системы переводов Квикпэй клиентам маркетплейса стали доступны транзакции в страны СНГ
Минпромторг рассказал о работе программ по льготному автокредитованию
В России в I полугодии реализовали более 82,4 тыс машин на льготных условиях