Каждая шестая жалоба в Банк России за первую половину 2022 года была связана с санкциями

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Каждая шестая жалоба в Банк России за первую половину 2022 года была связана с санкциями

В январе — июне 2022 года Банк России получил 198,5 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов.

Это на 36% больше, чем за тот же период предыдущего года. Основной причиной роста стало влияние санкций на работу финансовых организаций. Всего поступило свыше 33 тыс. «санкционных» жалоб (16,7% от общего количества за полгода), в основном на банки и брокеров.

Жалобы на кредитные организации выросли почти на 18% по сравнению с первой половиной 2021 года. Более 19% жалоб на банки были связаны с ограничительными мерами — в частности, трудностями с валютными переводами, введением комиссий по валютным счетам, проблемами со снятием валютных вкладов. Без учета санкционной тематики количество жалоб на банки за январь — июнь снизилось почти на 5%. По крупнейшей категории — потребительскому кредитованию — снижение превысило 21%, что объясняется как уменьшением спроса на кредиты, так и ранее  принятыми мерами против навязывания дополнительных услуг.

Многократный рост жалоб на субъекты рынка ценных бумаг, пик которого пришелся на апрель, был вызван прежде всего вынужденными переводами счетов от брокеров, оказавшихся под санкциями, другим участникам рынка, а также блокировкой иностранных акций в европейской учетной инфраструктуре. Банк России учитывал эти обращения при подготовке  концепции совершенствования защиты розничных инвесторов.

Количество жалоб в отношении микрофинансовых организаций увеличилось на 14,4% (при этом на рост повлияли массовые однотипные жалобы от нескольких потребителей), наиболее значительно — по вопросам кибермошенничества и кредитных историй (в 1,8 раза). Вместе с тем снизилось число жалоб на навязывание дополнительных услуг.

Рост жалоб на страховщиков (более чем на треть) связан в основном с проблемами в сегменте ОСАГО. Речь идет об отказах в заключении договора, в том числе по причине отсутствия полисов (рост в 5 раз), и проблемах с оформлением электронных полисов (рост в 2,7 раза). Чтобы автовладельцы не сталкивались с фактической невозможностью купить страховку, в апреле запущен перестраховочный пул по ОСАГО. Он позволяет страховщикам распределить риски высокоубыточных договоров между собой без ущерба для финансовой устойчивости компаний.

Почти по всем категориям финансовых продуктов отмечен рост числа жалоб на мисселинг (в целом на треть), исключением стало инвестиционное страхование жизни (-7%). Важной мерой по борьбе с мисселингом является вступившее в силу с 1 июля 2022 года  указание Банка России, по которому разъяснения сотрудника банка об условиях и рисках финансового продукта должны строго соответствовать информации, доведенной до клиента в письменной форме.

Источник: Банк России
Тэги:

Читайте также

Банк Заречье снизил доходность вкладов
С 14 июля текущего года в банке Заречье снижена доходность всех депозитов на 0,5 п.п.
Стали известны итоги конкурса по выбору имени леопарда
Завершился конкурс на самое оригинальное имя для котёнка дальневосточного леопарда
Т-Банк выпустил Аромакарты
Т-Банк начал выпуск ароматизированных карт Black
Спрос на новостройки упал почти на 40% за последний год
Причина сокращения спроса кроется в снижении поддержки строительного рынка со стороны государства
Россияне бросились менять рубли на доллары
В июне 2025 года россияне обменивали доллары в три раза чаще, чем евро
Банки сворачивают кешбэк: что придет ему на смену?
Классические программы кешбэков становятся невыгодными банкам в долгосрочной перспективе
ЦБ обяжет компании раскрывать больше данных во время ІРО
Новые правила заставят эмитентов раскрывать больше показателей и прогнозов компании, а также структуру самого IPO
В июне рынок ЦФА превысил объем размещений за весь 2024 год
Однако около 70% эмитентов ЦФА не имеют кредитного рейтинга, предупреждает Cbonds
Число фишинговых предложений в Telegram достигло трехлетнего максимума
Рост фишинга эксперты связывают с падением банковских ставок и популярностью мессенджера среди инвесторов
В ВТБ оценили конкуренцию с банками маркетплейсов Ozon и Wildberries
Основная проблема экосистемных банков заключается в качестве их клиентской базы