Кэшбэк возвращается. Банки готовятся возобновить программы лояльности
Центробанк на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничил значение эквайринговых комиссий банков для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги, планкой в 1%, притом что обычно комиссия за эквайринг колебалась в пределах 1,2–2,2%. Кроме того, был установлен размер межбанковской комиссии (интерчейндж) на уровне 0,7%. Как пояснял регулятор, эти решения должны были сдержать рост цен.
Однако уже в июне первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявила, что Банк России увидел негативный эффект от данной меры для потребителей и не планирует ее продлевать.
«Что мы увидели после наших последних ограничений? Многие банки свернули программы лояльности, отменили кэшбэки. В результате пострадал именно потребитель», — заявила Скоробогатова. Она отметила, что Центробанк не будет продлевать ограничения после 31 августа, а впоследствии представители регулятора неоднократно подтверждали это решение.
Про негативный эффект от ограничений заявляли и банки. Большинство из них пересмотрели программы лояльности. В частности, сократили выплаты по карточным программам. В итоге потребители стали меньше получать привычных баллов и кэшбэков по карточным операциям.
Лояльность в докризисных объемах
Теперь банки готовятся возобновить программы лояльности в докризисных объемах. Так, Сбербанк заявил о планах уже с 1 сентября восстановить прежние условия программы лояльности «Сберспасибо». Она предусматривает возврат баллами до 20% от стоимости покупок в определенных категориях.
Тинькофф Банк пообещал вернуть к прежним значениям условия по кэшбэку при покупках в магазинах, которые реализуют социально значимые товары. В Росбанке также планируют пересмотреть программы лояльности после возврата уровня интерчейнджа к прежним значениям.
Об изучении конъюнктуры рынка и отслеживании изменений требований ЦБ в части эквайринга сообщили в Промсвязьбанке, Московском Кредитном Банке, Почта Банке, где также заявили о возможности в будущем улучшить программы лояльности и запустить новые.
Ритейл против
Ритейлеры предлагают сохранить ставку эквайринга на уровне 1% на более продолжительное время, сообщил председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
«Это позволило уменьшить нагрузку на торговые сети и снизить цены на ряд социально значимых товаров на полках, но не оказало решающего влияния на ситуацию в силу кратковременности этой меры. Мы предлагаем организовать в правительстве РФ обсуждение оптимизации механизмов формирования тарифов на оплату потребительских товаров банковскими картами и возможности долговременного снижения предельного уровня ставки эквайринга», — заявил Караваев.
Глава АКОРТ утверждает, что повышение ставок эквайринга негативно повлияет на торговый бизнес и спровоцирует сокращение ассортимента. В ассоциации предлагают использовать опыт других стран, в частности европейских, где максимальная ставка для дебетовых карт установлена на уровне 0,2%, а для кредитных — 0,3%.