Президент РФ подписал закон, касающийся банковских комиссий
Поправки вносятся в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ранее Совет Федерации, одобривший их 13 апреля, разъяснял, что поправки направлены на обеспечение прав и законных интересов банковских клиентов при реализации кредитными организациями рекомендаций Банка России по управлению рисками отмывания денег.
В настоящее время кредитные организации устанавливают для отдельных категорий клиентов или отдельных видов операций тарифы (специальное комиссионное вознаграждение в повышенном размере), которые носят дискриминационный характер по отношению к добросовестным клиентам, отметил тогда Совфед.
Согласно утвержденным изменениям, «не допускается взимание кредитной организацией комиссионного вознаграждения при осуществлении операций по переводу денежных средств с банковских счетов физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в связи с изменением или расторжением договоров банковского счета и (или) иных договоров, регулирующих обслуживание этих лиц в кредитной организации, в размере, превышающем размер комиссионного вознаграждения, взимаемого при осуществлении аналогичных операций по переводу денежных средств с банковских счетов этих лиц при иных условиях». Это дополнение вносится в статью 29 федерального закона «О банках и банковской деятельности» («Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации»).
В свою очередь в статью 4 антиотмывочного закона добавлено положение о том, что «к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных вознаграждений, сборов и иных вознаграждений, взимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при осуществлении их клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом».
При внесении проекта этого закона в Госдуму в январе 2020 года его авторы — группа депутатов и на тот момент член Совфеда Людмила Бокова — поясняли, что, хотя законодательством не предусмотрена специальная возможность применения банками в отношении своих клиентов мер экономического характера, таких как повышение тарифов, введение комиссий, сборов и т. д., в связи с подозрениями на отмывочные схемы, банки зачастую устанавливают дискриминационные тарифы, руководствуясь, например, фигурирующими в рекомендациях ЦБ суммами или другими характеристиками клиентских операций, которые, по мнению регулятора, могут указывать на такие схемы. Наиболее показательным примером является практика установления тарифов на переводы денежных средств со счетов клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на банковские счета клиентов-физлиц, отмечалось в пояснительной записке. По мнению парламентариев, практика установления банками различных комиссий в зависимости от степени «социальной значимости» операции и суммы перевода не имеет иного экономического обоснования, кроме увеличения банками собственных комиссионных доходов.
Изначально в законопроекте было еще и положение, гласящее, что «размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией при осуществлении операций по переводу денежных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с их банковских счетов на банковские счета физических лиц, не может быть обусловлен различным назначением осуществляемых переводов либо различными суммами переводов», но уже при рассмотрении законопроекта Госдумой во втором чтении эта поправка исчезла из текста.
Подписанный президентом федеральный закон вступает в силу 1 июля 2022 года. Из текста закона следует, что поправки к закону «О банках и банковской деятельности» распространяются в том числе на правоотношения, возникшие из уже действующих договоров.