The Economist: экономика РФ справляется с санкциями лучше, чем можно было ожидать
Первоначальный «хаос на российском рынке, похоже, утих», биржевые индексы стабилизировались после первоначального падения, а курс рубля укрепился в результате применения как привычных, так и экстренных мер экономической политики, включая временную паузу и ограничения торгов на Мосбирже, пишет издание. Реальная экономика также «здоровее, чем могло показаться на первый взгляд», и свидетельств резкого снижения экономической активности среди россиян пока не наблюдается, подчеркивает The Economist.
Три фактора кризисаПри этом журнал указывает на сохраняющуюся неопределенность по поводу долгосрочного эффекта санкций и выделяет три фактора, от которых будет зависеть глубина «кажущейся неизбежной рецессии» в экономике РФ и уровень падения ВВП, который в этом году, «согласно прогнозам большинства экономистов», может составить 10—15%.
«Первый — начнут ли простые россияне беспокоиться по поводу состояния экономики по мере того, как война будет затягиваться, и сократят ли они расходы, как это было в 2014 году, когда Россия вторглась в Крым. Второй — не сойдет ли на нет производство из-за того, что санкции заблокируют предприятиям доступ к импорту из стран Запада. Особенно уязвимым кажутся российский авиационный сектор, а также автомобилестроение», — отмечает издание, указывая при этом, что с учетом советского опыта работы без импорта российская экономика, вероятно, лучше какой-либо другой «сможет справиться с ситуацией, когда она окажется отрезана от мира».
«Третий (и самый важный) фактор связан с экспортом ископаемого топлива из РФ. Несмотря на многочисленные санкции, которые были введены, Россия по-прежнему продает нефть иностранным покупателям примерно на 10 млрд долларов в месяц, что составляет около четверти ее довоенного экспорта; продолжают также поступать и доходы от природного газа и нефтепродуктов», — указано в журнале.
Если приток иностранной валюты за счет экспорта энергоресурсов сохранится, «наихудшие прогнозы по поводу российской экономики, возможно, по-прежнему не будут сбываться», подводит итог издание.