ЦБ предлагает внедрить обязанность финорганизаций рассматривать споры с потребителями
ЦБ считает целесообразным ввести обязанность финорганизаций рассматривать споры с потребителями в установленные законом сроки, ведется дискуссия о ее внедрении. Об этом сообщил в ходе круглого стола "Альтернативные способы разрешения споров на рынке финансовых услуг" руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
"Можно было сделать [урегулирование спора с потребителем] без запроса нам, если бы существовала законно установленная обязанность финансовых организаций рассматривать по существу такие обращения в сроки, установленные законом, и принимать все необходимые усилия, чтобы разрешить данную проблему", - сказал Мамута, добавив, что такая обязанность сейчас законодательством Российской Федерации для финансовых организаций не установлена. "То есть государство должно в определенный срок по 59-му закону [Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 № 59-ФЗ] рассматривать эти жалобы и давать такой ответ, а финансовые организации хотят - дают, хотят - не дают", - подчеркнул он. По его словам, в настоящее время регулятор, получив жалобы от потребителей, дает возможность в рамках своих запросов в финансовую организацию урегулировать спор добровольно.
Мамута обратил внимание, что те общие нормы, которые есть в законодательстве о защите прав потребителей, "они - хорошие, правильные", но, по мнению регулятора, недостаточно специальные и недостаточно детализированы для того, чтобы инструмент действительно работал четко, ясно и понятно для потребителя.
"Даже понятие разумного срока - оно достаточно размыто. Когда этот срок установлен в днях, это совсем другое. И возложив такую обязанность на финансовую организацию, мы одновременно с этим дали бы им и право, и возможность эти споры урегулировать на своем уровне. Поэтому сейчас у нас есть серьезная дискуссия в отношении того, что такое концептуальное улучшение, именно улучшение, в области защиты прав потребителя стоило бы внедрить более широко", - добавил он.
"Можно было сделать [урегулирование спора с потребителем] без запроса нам, если бы существовала законно установленная обязанность финансовых организаций рассматривать по существу такие обращения в сроки, установленные законом, и принимать все необходимые усилия, чтобы разрешить данную проблему", - сказал Мамута, добавив, что такая обязанность сейчас законодательством Российской Федерации для финансовых организаций не установлена. "То есть государство должно в определенный срок по 59-му закону [Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 № 59-ФЗ] рассматривать эти жалобы и давать такой ответ, а финансовые организации хотят - дают, хотят - не дают", - подчеркнул он. По его словам, в настоящее время регулятор, получив жалобы от потребителей, дает возможность в рамках своих запросов в финансовую организацию урегулировать спор добровольно.
Мамута обратил внимание, что те общие нормы, которые есть в законодательстве о защите прав потребителей, "они - хорошие, правильные", но, по мнению регулятора, недостаточно специальные и недостаточно детализированы для того, чтобы инструмент действительно работал четко, ясно и понятно для потребителя.
"Даже понятие разумного срока - оно достаточно размыто. Когда этот срок установлен в днях, это совсем другое. И возложив такую обязанность на финансовую организацию, мы одновременно с этим дали бы им и право, и возможность эти споры урегулировать на своем уровне. Поэтому сейчас у нас есть серьезная дискуссия в отношении того, что такое концептуальное улучшение, именно улучшение, в области защиты прав потребителя стоило бы внедрить более широко", - добавил он.
Читайте также
Суд во второй раз отказал бывшему топ-менеджеру Татфондбанка в пересмотре решения о взыскании с него убытков
17 ноября 2025 года Арбитражный суд Республики Татарстан отказал бывшему члену правления Татфондбанка Розе Якушкиной
Мошенничество с ипотекой: как обманывают россиян при выдаче кредитов
Мошеннические схемы, связанные с ипотекой, встречаются все чаще
ЦСР повысил прогноз по рынку кибербезопасности России на 2025 год
Ожидается, что по итогам текущего года он вырастет до 374 млрд рублей
Рубль может продолжить плавно дешеветь
Вчера российский рубль продолжил плавно снижаться
Объем кредитного портфеля МСП сжался впервые за шесть лет
А доля компаний, включая МСП, испытывающих проблемы с погашением долгов, наоборот, увеличилась
В III квартале 2025 года в банковском секторе Татарстана выявлено 25 российских денежных знаков с признаками подделки
Кроме того, в третьем квартале 2025 года выявлено 10 фальшивых банкнот номиналом 100 долларов США
Россияне будут получать сообщения о налогах на «Госуслугах» по умолчанию
Сейчас приоритетный порядок получения налоговых уведомлений — личный кабинет
ФНС может получить право раскрывать информацию о компании без ее заявления
Избыточное ограничение доступа к информации о юрлице идет вразрез с интересами его контрагентов и власти
Татарстанцы подали 85 тысяч заявлений на перевыпуск Пушкинских карт
Татарстан вошел в число самых активных регионов по подаче заявлений на выпуск Пушкинских карт
SFI продал лизинговую компанию» Европлан» Альфа-банку
Банк выкупил 87,5% акций «Европлана»