ЦБ разъясняет ситуацию с переводом активов инвесторов
Регулятор в режиме вопросов-ответов освещает на своем сайте различные аспекты функционирования финансового рынка. Новый блок вопросов посвящен переводу активов клиентов от одного брокера к другому — участники рынка стали прибегать к этой практике на фоне санкций.
«Вправе ли брокер перевести мои активы другому брокеру без моего согласия?»
ЦБ в первую очередь объясняет, что ценные бумаги учитываются на счете в депозитарии — соответственно, переводом занимается именно депозитарий, а не брокер, хотя одна компания может иметь и депозитарную, и брокерскую лицензию. Договор с депозитарием обычно заключается одновременно с договором брокерского обслуживания.
«Да, депозитарий/брокер, попавший под санкции, вправе централизованно перевести активы без поручений клиентов, чтобы уменьшить влияние санкций на своих клиентов, — отвечает Центробанк на поставленный вопрос. — В этом случае передача ценных бумаг иностранных эмитентов производится в соответствии с временным порядком, установленным решением совета директоров Банка России от 18 марта 2022 года».
«Подсанкционный» и принимающий депозитарий/брокер обязаны сообщить клиентам, куда переведены их бумаги.
«Также депозитарий/брокер вправе передать права и обязанности по договору с клиентом другому депозитарию/брокеру, но только с согласия клиента и/или если такая возможность предусмотрена договором», — пишет регулятор.
«Почему нельзя торговать иностранными ценными бумагами после их перевода от санкционного брокера?»
Отсутствие возможности торговать иностранными ценными бумагами связано не с переводом этих активов между брокерами, обращает внимание ЦБ. Регулятор напоминает, что из-за санкций были заблокированы счета Национального Расчетного Депозитария и ряда других профучастников рынка ценных бумаг в европейских депозитарно-клиринговых организациях. «Если вышестоящим депозитарием вашего депозитария/брокера является учетный институт, счета которого заблокированы в связи с санкциями, торговать иностранными ценными бумагами невозможно до момента снятия таких санкций», — объясняет Центробанк.
«Почему часть моих иностранных ценных бумаг не переведена от брокера, попавшего под санкции, другому брокеру?»
По данным регулятора, такое может произойти, например, по следующим причинам:
- счета с иностранными ценными бумагами, открытые депозитарию/брокеру в европейских депозитарно-клиринговых организациях, были заблокированы;
- лицо или операции подпадают под ограничения в рамках «антиотмывочного» законодательства;
- владелец ценных бумаг находится под санкциями (включен в SDN-лист);
- в поручении на перевод ценных бумаг указаны некорректные сведения;
- на ценные бумаги наложены ограничения (арест), препятствующие проведению операции.
Могут быть и другие причины — в каждом случае имеет смысл обращаться за разъяснениями непосредственно к депозитарию или брокеру.
«Как мне получить доступ к моим активам у нового брокера?»
Инвестор может распоряжаться своими активами на счетах у нового депозитария/брокера и получить информацию о них после оформления договора и процедуры идентификации. Часто эти этапы можно пройти дистанционно, например через мобильное приложение нового депозитария/брокера. Также можно прийти в его офис с необходимыми документами — их перечень, как правило, есть на сайте.
В Telegram-канале Банка России сообщение о появлении новых разъяснений по ситуации с переводом активов к другому брокеру сопровождается пожеланием: «Всем терпения».