В Госдуму внесен законопроект о разделении банков по перечню допустимых операций
В Госдуму 28 декабря внесен законопроект о пропорциональном регулировании банковской системы. Об этом сообщили в Ассоциации региональных банков России, которую возглавляет один из авторов законопроекта — председатель думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков.
Законопроект предусматривает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.
РАПСИ со ссылкой на пояснительную записку к документу указывает, что с даты вступления в силу данных изменений кредитные организации, являющиеся банками, признаются банками с универсальной лицензией. С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией устанавливается на уровне 1 млрд. рублей. К банкам с универсальной лицензией будут применяться требования для банков в полном объеме.
Для банков с базовой лицензией минимальный размер собственных средств (капитала) составит 300 млн. рублей. Проектом устанавливается перечень операций банка с базовой лицензией, включающий привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств физическим лицам, являющимся гражданами РФ либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, пребывающими в РФ, субъектам малого и среднего предпринимательства, кредитным организациям, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, когда они соответствуют условиям отнесения к малым или средним предприятиям, а также в отдельных случаях юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ.
При достижении банком с базовой лицензией размера капитала в 1 млрд. рублей банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций, расширяя таким образом область своей деятельности и при этом принимая обязательство соблюдать требования, предъявляемые к банкам, в полном объеме. Предельный размер капитала для банка с базовой лицензией составит 3 млрд. рублей.
Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший статус на небанковскую кредитную организацию, либо банк с базовой лицензией, изменивший статус на НКО, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не разрешенных для банка с базовой лицензией или НКО соответственно, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу федерального закона, в соответствии с которыми такие операции и сделки осуществляются, но не более пяти лет, за исключением кредитных договоров, заключенных до даты изменения их статуса.
Проектом закона предусматривается и возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании, а также устанавливается порядок получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.
Анатолий Аксаков отмечает, что, с одной стороны, банковское сообщество концептуально поддержало законопроект, который позволяет снизить надзорную и регуляторную нагрузку на банки с базовой лицензией, с другой стороны, у банкиров есть вопросы по перечню банковских операций для кредитных организаций с базовой лицензией.
По мнению Аксакова, при подготовке законопроекта ко второму чтению возможно расширение перечня операций для кредитных организаций с базовой лицензией. «Альтернативным решением проблемы может быть увеличение требований по капиталу до 1 миллиарда рублей для всех банков, тогда встает вопрос о возможности увеличения капитала более чем для 300 кредитных организаций, что в нынешних условиях трудно сделать. Очевидно, что, во-первых, первый вариант позволяет банкам остаться на рынке и продолжать свою деятельность. Во-вторых, последовательное внедрение Банком России упрощенного регулирования для банков с базовой лицензией позволит снизить регуляторные и надзорные издержки, связанные с соблюдением жестких базельских принципов», — считает Аксаков.
Законопроект предусматривает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.
РАПСИ со ссылкой на пояснительную записку к документу указывает, что с даты вступления в силу данных изменений кредитные организации, являющиеся банками, признаются банками с универсальной лицензией. С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией устанавливается на уровне 1 млрд. рублей. К банкам с универсальной лицензией будут применяться требования для банков в полном объеме.
Для банков с базовой лицензией минимальный размер собственных средств (капитала) составит 300 млн. рублей. Проектом устанавливается перечень операций банка с базовой лицензией, включающий привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств физическим лицам, являющимся гражданами РФ либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, пребывающими в РФ, субъектам малого и среднего предпринимательства, кредитным организациям, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, когда они соответствуют условиям отнесения к малым или средним предприятиям, а также в отдельных случаях юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ.
При достижении банком с базовой лицензией размера капитала в 1 млрд. рублей банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций, расширяя таким образом область своей деятельности и при этом принимая обязательство соблюдать требования, предъявляемые к банкам, в полном объеме. Предельный размер капитала для банка с базовой лицензией составит 3 млрд. рублей.
Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший статус на небанковскую кредитную организацию, либо банк с базовой лицензией, изменивший статус на НКО, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не разрешенных для банка с базовой лицензией или НКО соответственно, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу федерального закона, в соответствии с которыми такие операции и сделки осуществляются, но не более пяти лет, за исключением кредитных договоров, заключенных до даты изменения их статуса.
Проектом закона предусматривается и возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании, а также устанавливается порядок получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.
Анатолий Аксаков отмечает, что, с одной стороны, банковское сообщество концептуально поддержало законопроект, который позволяет снизить надзорную и регуляторную нагрузку на банки с базовой лицензией, с другой стороны, у банкиров есть вопросы по перечню банковских операций для кредитных организаций с базовой лицензией.
По мнению Аксакова, при подготовке законопроекта ко второму чтению возможно расширение перечня операций для кредитных организаций с базовой лицензией. «Альтернативным решением проблемы может быть увеличение требований по капиталу до 1 миллиарда рублей для всех банков, тогда встает вопрос о возможности увеличения капитала более чем для 300 кредитных организаций, что в нынешних условиях трудно сделать. Очевидно, что, во-первых, первый вариант позволяет банкам остаться на рынке и продолжать свою деятельность. Во-вторых, последовательное внедрение Банком России упрощенного регулирования для банков с базовой лицензией позволит снизить регуляторные и надзорные издержки, связанные с соблюдением жестких базельских принципов», — считает Аксаков.
Читайте также
ВТБ в июне нарастил выдачу ипотеки в ПФО в 1,3 раза
По данным ВТБ, в июне по сравнению с предыдущим месяцем жители ПФО взяли в 1,3 раза больше ипотечных кредитов
Маркеплейсы ждут новые правила: законопроект одобрен в первом чтении
Новый документ стал результатом длительных обсуждений с представителями онлайн- и офлайн-торговли, малого бизнеса и государственных органов
ВТБ: в июне выдачи автокредитов в ПФО выросли на 11%
По предварительным оценкам ВТБ, в июне по сравнению с маем 2025 года жители ПФО взяли в банке более двух тысяч автокредитов на 1,7 млрд рублей
Выгодная тройка: самые доходные рублевые вклады на 6 месяцев, июль 2025

Рассмотрим вклады на 6 месяцев на 500 тысяч рублей с условием оформления в отделениях банков Казани
Спрос на валюту у компаний в России достиг минимума с июля 2024 года
Отношение чистых продаж иностранной валюты к выручке крупнейших экспортеров в апреле достигло отметки в 100%
Срок возведения дома по льготной ипотеке увеличили вдвое. Зачем это нужно
Программа всеобщей льготной ипотеки завершилась еще год назад, но одно из ее условий изменили лишь теперь
ЦБ поменяет нормы резервирования для льготных и реструктурированных кредитов
Центробанк скорректирует нормы резервирования для банков при реструктрузации и выдаче льготных кредитов
ЦБ предложил компаниям оптимизировать отчетность
Текст отчетности нуждается в сокращении и упрощении, более добросовестном раскрытии данных о менеджменте и электронном формате, считает регулятор
ЦБ готов обязать банки считать эффективную доходность по нестандартным вкладам
Регулятор прорабатывает стандарт для вкладов, но пока еще в начале пути
Банк России опубликовал ренкинг страховщиков по жалобам на ОСАГО за 2024 год
Результаты представлены в двух таблицах