Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
Курсы валют

115 ФЗ, ПОД\ФТ и прочие кошмары бизнеса

ПОД\ФТ – страшный набор букв как для бизнеса, так и для банков (уж поверьте). Уже пару лет бизнес натурально кошмарят в рамках «антиотмывочного» 115-ФЗ, и свет в конце тоннеля то зажигается, то гаснет. Банк может отказать клиенту в проведении операции, которая показалась ему сомнительной. Банк может предложить клиенту расторгнуть договор по РКО, закрыв счёт и подав сведения о таком клиенте в Росфинмониторинг.

Вот недавно, на январской встрече с банковскими топ-менеджерами, руководитель Банка России Эльвира Набиуллина снова сообщила, что регулятор планирует «в ближайшее время пересмотреть уже сформированные черные списки и оставить в них только тех, кто совершал самые рискованные операции». Можно вздохнуть с облегчением, вновь обретя надежду на справедливость? Не знаю – не знаю. Во-первых, такую «риторику» мы уже слышали и раньше. А во-вторых, как именно благие намерения будут реализовываться, и не приведут ли они и вовсе в другую точку?

Немного истории

Сам Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был принят в 2001 году. До определенного времени представители бизнеса не сталкивались с какими-то серьезными ограничениями, вызванными действием закона, но в 2012 году в него был внесен ряд правок и дополнений. Именно ЦБ инициировал возможность дать банкам право на замораживание операции, так как ранее банки реагировали на сомнительную проводку постфактум. Такая реакция банков занимала много времени, и в ЦБ столкнулись с тем, что операция выявлена, а среагировали на нее поздно, и сомнительные средства из банка ушли. Значит, надо было реагировать превентивно.

Только банк по анализу факторов, по их совокупности может принять решение – проводить операцию или отказать в ее совершении – решили в Банке России.

В 2013 году был принят закон о противодействии незаконным операциям, и банкам было дано полномочие отказывать клиентам в открытии счетов. Основательно по ПОД\ФТ «гайки закрутили» пару лет назад.

ПОД/ФТ – сокращение по первым буквам отдельных слов следующего словосочетания — Противодействие легализации (Отмыванию) Доходов, полученных преступным путем, и Финансированию Терроризма (ПОДФТ). Впервые формулировка ПОД/ФТ была официально озвучена в Указании Банка России от 09.08.2004 N 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» и с тех пор прочно закрепилась, как в профессиональных кругах, так и официальных документах.

А с  июня 2017 года заработало 550-е положение Банка России, и регулятор начал формировать черные списки, пойдя по довольно простому пути: банки ежедневно собирают и отправляют в Росфинмониторинг информацию об отказах тем или иным клиентам в проведении операции или открытии счета; Росфинмониторинг передает эти данные в Банк России; ЦБ объединяет ведомости и через свои территориальные управления доводит информацию до банков – круг замкнулся. Буквально за несколько месяцев свыше полумиллиона счетов предпринимателей оказались заблокированы. 

Термины

  • легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организацией мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил;
  • операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
  • осуществление внутреннего контроля – реализация организацией правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
  • ответственный сотрудник организации – специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • перечень экстремистов – список организаций и физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115‑ФЗ) порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Регулятор, осознав масштаб проблемы, разработал поправки к закону, регламентирующие двухуровневую систему реабилитации для банковских клиентов, попавших в черный список отказников за подозрение в совершении сомнительных операций. Первый уровень начал работать с конца 2017 года. Он предусматривал обращение клиента для исключения его из черного списка в банк.

Второй уровень пусть с пробуксовками, но заработал весной прошлого года: была создана межведомственная комиссия, куда входят представители ЦБ и Росфинмониторинга. По замыслу, клиент банка, не сумев решить проблему со своим кредитным учреждением, следующим этапом обращается именно к ней (и только в такой последовательности, что породило нюансы, о которых позже ещё упомянем).

ЦБ разъяснил порядок реабилитации клиентов из черных списков 

Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть со дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при подозрении на отмывание денежных средств.

Об этом говорится в информационном письме Банка России с разъяснениями вопросов применения закона 115-ФЗ. Механизм реабилитации клиентов из черных списков, которые ЦБ регулярно доводит до всех кредитных организаций, действует с 30 марта 2018 года.

ЦБ разъяснил, что банки, безусловно, обязаны раскрывать конкретные причины отказа клиенту в обслуживании, причем в объеме, достаточном для подачи документов на реабилитацию.

Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента.

Банк, который после двукратного в течение года отказа в проведении операции расторг договор банковского счета с клиентом, обязан заключить его вновь, если этому клиенту удалось заручиться решением комиссии о реабилитации в отношении одной из этих операций.

К словам госпожи Набиулинной, приведённым выше, нынче вроде как добавлены и конкретные шаги: регулятор направил в Минюст нормативный акт с пересмотренными критериями отнесения клиентских операций к сомнительным. Также в ЦБ заявили, что рассматривают возможность наказывать банки за неправомерный отказ в проведении операции и даже вовсе отнять у них право отказывать в заключении договоров банковского счета или прерывать обслуживание в одностороннем порядке. 

В итоге, по информации заместителя председателя ЦБ РФ Дмитрия Скобелкина, озвученной 31 января 2018 года, из чёрных списков удалено 17 000 отказников.

Эльвира Набиуллина признала, что неправомерное включение предпринимателей в черные списки не только бьет по карману, но и наносит репутационный урон, и призвала банки «не действовать формально и равнодушно».

Парадокс системы

И вот тут мы приходим к главному парадоксу всего процесса: крайними у нас снова назначат банки. Повторюсь, 115 ФЗ в большинстве случаев кошмар и для финансовых организаций. Этакое «прокрустово ложе» - с одной стороны карающий меч регулятора (невыполнение положений ПОД\ФТ – одна из самых распространённых причин отзыва лицензий у банка в нашей стране), с другой стороны – озлобленные клиенты, которые искренне не понимают, почему банк за их же деньги, мучает регулярными запросами документов и проверками. А банки, являясь коммерческими структурами – то есть имея основной задачей извлечение прибыли, взвалили на себя несвойственные им фискальные функции, увеличив свои затраты (да-да, тем специалистам, которые усиленно контролируют бизнес и шлют отчёты регулятору и Росфинмониторингу, тоже платятся зарплаты и обеспечиваются рабочие места). Под шумок, при сокращении количества проверок ФНС субъектов экономики, за счёт контроля банков (да и в целом за счёт банков), выросла и собираемость налогов с бизнеса.

Поясню: банки действуют в рамках приснопамятного закона № 115, который ЦБ дополняет различными Положениями, Письмами, Указаниями и т.п., рассылаемыми непосредственно в банки и не публикуемыми в открытых для широкой общественности источниках. Чаще всего указания довольно размыты, поэтому банки дорабатывают на своё усмотрение методологию. Общие правила, разумеется, есть и надо отдать должное, в своё время банки достаточно активно начали рассказывать своим клиентам, как не попасть в черный список. Да,  чаще не публично, а на закрытых мероприятиях или по принципу «из уст – в уста». Перечень был довольно прост.


За что юридическое лицо или ИП может попасть в черный список ЦБ?

 На самом деле, список действий, которым банки уделяют повышенное внимание, достаточно широк. Вот основные из них:

  • уклонение от уплаты налогов, или их неполная уплата. Согласно 115-ФЗ,  чтобы не попасть под надзор банка, достаточно отчислять в ФНС 1% от оборота, однако, при общении с банками все чаще можно услышать цифру в 2%. Имейте в виду, банку не важно, что налоги вы могли заплатить с другого счета в другом банке. Придется готовить соответствующие справки, ну и объяснить причину того, что вы оплачивали налоги с другого счета.
  • массовая отправка средств со счета организации или ИП на счета физических лиц, если только это не зарплата, или какие-то социальные выплаты. В лучшем случае банк попросит вас обосновать экономический смысл этих переводов, в худшем - заблокирует вас и получателя.
  • большое внимание банк уделяет соответствию кодов ОКВЭД и поступлениям или списаниям по вашему счету. Будьте готовы к вопросам со стороны кредитной организации, если в основном виде деятельности у вас стоит "стройка", а оплату вы получили, например, за зерно.
  • подозрения у банка вызовут и частые операции по снятию наличных с корпоративной карты. Кроме того, все операции на сумму от 600 тысяч рублей должны быть подкреплены подтверждающими документами.  Это же касается и операций с недвижимостью на сумму выше 3 миллионов рублей.
  • банк контролирует не только вашу деятельность, но и то, с какими контрагентами вы работаете. Если ваш контрагент находится в черном списке ЦБ, считайте, что вы уже на карандаше у банка. Поэтому при заключении каких-либо контрактов всегда проверяйте своих подрядчиков, поставщиков, покупателей и т.д., слава богу, современные средства позволяют сделать это практически моментально. Более того, в большинстве продвинутых банков действуют специальные сервисы по поиску и подбору проверенных контрагентов, подходящих под ваши запросы.  

Довольно быстро с рынка ушли (ну как ушли, переместились в конкретные банки до поры до времени) все «обнальщики» и «чёрнональщики». Серые и белые субъекты экономики – бодаются, пытаясь нащупать дно, что бы встать на него твёрдо.

И дьявол привычно кроется в деталях. Банк не несёт финансовой ответственности за принятое решение – он принимает его, а дальше доказательство неправомерности решения - проблема клиента.

«Дуя на воду» банки проявляют максимальную активность в комплаенсе: запрашивают большой объём документов, и далеко не всегда оправданно. Банк может потребовать экономическое обоснование проекта, над которым работают подрядчики компании, или справку о спросе на производимый компанией товар. И т.п. и т.д. – нет конца длинному списку, что может потребоваться банку.

Условно говоря, банки хотят как можно больше общаться с клиентами по поводу проводимых ими операций, а малый бизнес  отвечает, что на это нет ни времени, ни сотрудников. Банки, препятствуя проведению тех или иных операций, вводят заградительные тарифы – бизнес начинает ругаться нехорошими словами: недобросовестные банкиры зарабатывают на мытарствах клиентов. Банки действительно подают списки «отказников», пополняя чёрные списки день за днём.

И кстати, о реабилитации, как в том анекдоте: «Но есть нюансы». Если клиента не устраивает решение банка не проводить платеж, или отказать в открытии счета, то он может обжаловать это решение в самом банке. Если же банк продолжает настаивать на своей правоте,  клиент следующим шагом должен обратиться в межведомственную комиссию – помним да? Но вот вам вишенка на торте – без  мотивированного отказа от банка в проведении операции или открытии счета жаловаться в реабилитационную комиссию бесполезно. Это обязательный документ. А банки (не все и не всегда, конечно, не будем допускать огульных обобщений) с бумажкой могут затянуть или вовсе отказать.

Да и, откровенно говоря, реабилитация бизнеса спустя два-три месяца его простоя – это же даже не реанимация, это история про оживление умерших, когда в итоге или зомби или Франкенштейн получается.

Именно поэтому, история с 115-ФЗ и его реализацией породила и множество слухов о том, что банки становятся пособниками рейдеров в захвате доли рынка: перекрыл кислород вовремя одному предпринимателю и пока он «очищается» - его конкурент успевает перехватить выгодный контракт, например.
Или вот ещё пример: клиент обслуживается в трёх банках. Один из них находит у клиента признаки сомнительных операций, отправляет его в чёрный список – но вот который из трёх, и клиент ходит по замкнутому кругу, в попытках разобраться.

И  таких историй – сотни, может даже тысячи. Специалисты банков всё чаще напоминают неприятных тётенек в госорганах, которые: «Ну и что, что в законе так написано? У нас в ведомстве свои правила!» (личный опыт автора общения с ПФР, если что). Нет единых алгоритмов, нет понятных инструкций для бизнеса, что делать, если ты попал в чёрный список, нет внятных ответов на условные FAQ. И неоднократные попытки автора собрать воедино такие данные приводят к пониманию – только «ручной режим». Только в диалоге с банком, только с затратами на юриста, и девочку – «ксерокопщицу», только с временными затратами бизнес может отстоять свою позицию. Презумпция невиновности? Нет, не слышали. Время – деньги? Ой, да ладно.

И если завтра регулятор окончательно переложит ответственность на банки, введя например штрафы за необоснованные блокировки – банки, возможно, станут ответственнее. Намного ли? Не проще ли сделать максимально прозрачной систему? Прямо на сайте ЦБ прописать действительные ограничения по сомнительным операциям и т.п? Там на сайте много чего уже есть далеко не всегда столь нужного, лишняя страница точно не повредит. Почему нет? В мутной воде проще? Или вдруг станут очевидными несоответствия в законах, Гражданском кодексе или, не дай Бог, Конституции?

Материал подготовлен специально для журнала «Эксперт Татарстан».

Анастасия Потёкина, руководитель портала «Финансист»

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

В Казанском отделении Банка ЖилФинанс новый руководитель
В Казанском ККО Банка ЖилФинанс сменился руководитель
Выпуск от 17.05.2019: Нездоровое оздоровление и ТОП-3 вкладов в рублях
Выпуск от 17.05.2019: Нездоровое оздоровление и ТОП-3 вкладов в рублях
В России растёт доля банков с низкой кредитоспособностью и ТОП-3 вкладов на 1,4 миллиона рублей
ВТБ Капитал занял лидирующие позиции на европейском рынке ипотечных ценных бумаг
По данным Bloomberg ВТБ Капитал вошел в десятку лидеров по организации сделок с ипотечными ценными бумагами, обеспеченными жилой недвижимостью, в Европе
ЦБ зафиксировал снижение стоимости полисов ОСАГО
Банк России фиксирует в большинстве регионов страны снижение стоимости полисов ОСАГО для легковых автомобилей
Госдума приняла закон, уточняющий основания отзыва лицензии у банков
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, устанавливающий нижний предел суммы неудовлетворения требований кредиторов, при котором Банк России обязан отозвать у банка лицензию
Прибыль с убытков
НПФ подготовились к периоду низких доходностей
Вкладчиков уводят в онлайн
АСВ предлагает получать страховые выплаты через маркетплейс
Регулятор добавит льгот вкладчикам
На дополнительные выплаты могут потратить до 200 миллиардов рублей
Бюджету прописаны косметические процедуры
Минфин скорректировал параметры госказны
Санкционные риски похожи на облака
Нерезиденты вернули на рынок ОФЗ почти все, что вывели оттуда в прошлом году