Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
Курсы валют

Blizko уходит далеко

Система Blizko Связь-банка 22 апреля прекратит переводить деньги без открытия счета. Промсвязьбанк, к которому присоединяется банк, счел развитие системы нецелесообразным. По словам участников рынка, Связь-банк пытался продать систему конкурентам, но, несмотря на небольшую цену, предложение никого не заинтересовало. По мнению экспертов, число игроков на рынке будет сокращаться и дальше из-за конкуренции с банками и растущей регуляторной нагрузки.

Информация о том, что Связь-банк — оператор платежной системы (ПС) Blizko — принял решение о прекращении ее деятельности и исключении банка из реестра операторов платежных систем Банка России с 22 апреля 2020 года, размещена на сайте ПС. «В связи с прекращением деятельности выплата / возврат переводов денежных средств, отправленных по ПС Blizko, с 22 апреля 2020 года будет осуществляться в особом порядке,— отмечается в сообщении.— Информация о порядке выплаты / возврата переводов будет размещена до 25 марта 2020 года».

В Blizko и Связь-банке не ответили на запрос “Ъ” о причинах такого решения. В Промсвязьбанке, к которому будет присоединен Связь-банк (соответствующее решение принял его совет директоров 18 февраля), “Ъ” сообщили, что дальнейшее развитие платежной системы Blizko нецелесообразно и закрытие направления планировалось давно.

Впрочем, по словам собеседников “Ъ” на рынке денежных переводов, представители Связь-банка, после того как стало известно о планах по его передаче Промсвязьбанку, пытались продать систему. «Речь шла о сумме около 200 млн руб., но приобретение небольшой системы без значимой доли рынка и оборотов даже за скромную сумму не имеет смысла»,— рассказывает один из собеседников “Ъ” на условиях анонимности. Официально комментировать закрытие и попытки продать Blizko в крупных системах на рынке денежных переводов отказались.

У ЦБ нет рейтинга систем денежных переводов, но, оценивая объем трансграничных переводов без открытия счета, Банк России учитывает данные платежных систем Blizko, Contact, Western Union, «Золотая корона», «Юнистрим» и «Почты России». По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, в последние несколько лет Blizko занимала незначительную долю рынка, которую можно оценить на уровне не более чем несколько процентов.

«Переводы без открытия счета — крайне сложный сегмент платежных услуг,— отмечает она.— Во-первых, постоянно возрастающая регуляторная нагрузка оказывает двойное давление на системы трансграничных переводов, в том числе в связи с тем, что в странах ближнего зарубежья дублируются требования к ним по аналогии с российским законодательством». Во-вторых, развитие в этом сегменте требует существенных инвестиций, в первую очередь в технологии, добавляет эксперт.

Не меньшее влияние оказывает и конкуренция с банками, которые активно развивают трансграничные переводы с карты на карту, и технологичными сервисами (мобильные платежи, электронные деньги и пр.), отмечается в совместном исследовании фонда «Сколково» и компании VR_Bank об уровне цифровизации ключевых участников российского рынка денежных переводов.

Первые три номинанта в составленном ими рейтинге — «Золотая корона», «Юнистрим» и Western Union. «Сейчас на рынке активно работают восемь систем. Оценивая степень цифровизации их бизнеса, мы пришли к выводу, что через три-пять лет на российском рынке останется не более трех компаний»,— говорит финансовый директор VR_Bank Роман Ромашевский.

Сокращается и сам рынок трансграничных переводов сокращается, свидетельствуют данные ЦБ, что еще больше обостряет конкуренцию. Общий оборот трансграничных операций физических лиц через системы денежных переводов РФ в 2019 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 10,5%, до $10,9 млрд, после роста в 2017 году на 23,4% и на 2,9% в 2018 году. Отрицательное сальдо трансграничных переводов в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизилось на 38,4%, до $4,2 млрд, минимального уровня с 2005 года, когда оно составляло $2,5 млрд. Максимум отрицательного сальдо был зафиксирован в 2013 году — $19,6 млрд.

Ксения Дементьева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №34 от 26.02.2020
Тэги:

Читайте также

ВТБ расширяет онлайн-консультацию клиентов
ВТБ запустил чат-бот для пользователей интернет-банка и клиентов сегмента «Привилегия» в мобильном приложении
В Татарстане запустили сервис оформления спецпропусков для выхода из дома
В Татарстане запустили сервис оформления спецпропусков для выхода из дома во время режима самоизоляции
Автоградбанк готов реструктуризировать долг заемщикам с COVID-19
АО «Автоградбанк» сообщает, что заемщикам, у которых подтверждено наличие COVID-19, банк в индивидуальном порядке готов рассмотреть заявление о реструктуризации долга
ВТБ и Домиленд переводят работу строительных и управляющих компаний в онлайн
ВТБ и Домиленд предлагают застройщикам и управляющим организациям сервис для удаленной работы
Банк Русский Стандарт отсрочит клиентам по эквайрингу без оборотов оплату сервисных услуг
В Русском Стандарте отсрочат оплату сервисных услуг банка для клиентов-юридических лиц, у которых нет оборотов по эквайрингу
Банк ЗЕНИТ повысил ставки по вкладам
Банк ЗЕНИТ повысил ставки по сезонным вкладам в рублях
ВТБ предлагает клиентам повышенную ставку при открытии онлайн-вклада
ВТБ принял решение о продлении сезонного промо-вклада «Время роста» до 31 мая
Энергобанк запустил новый вклад «Удобный онлайн»
1 апреля 2020 года Энергобанк запустил вклад «Удобный онлайн»
Банк «Открытие» повысил ставки по вкладам в рублях
С 1 апреля 2020 года банк «Открытие» повысил ставки по вкладам в рублях
ВТБ Лизинг фиксирует рост числа онлайн-заявок на 40%
По итогам марта в ВТБ Лизинг количество онлайн запросов на приобретение автомобилей увеличилось на 40% по сравнению со средними значениями января-февраля