Эксперты рассказали, какие варианты есть у российских инвесторов для разблокировки бумаг
В конце февраля международные депозитарии Euroclear и Clearstream закрыли «мост» с Национальным расчетным депозитарием (НРД). В начале июня Евросоюз ввел против него санкции, законодательно отрезав российских инвесторов от своих ценных бумаг. По оценке Банка России, заблокированные активы оказались как минимум у 5 млн человек, иностранных акций заморожено на 320 млрд рублей.
Изначально напуганные инвесторы пытались продать активы на внебиржевом рынке с существенным дисконтом, но потом стали более взвешенно относиться к своим деньгам, говорит партнер BGP Litigation Татьяна Невеева.
При этом успешные попытки добраться до замороженных активов есть, но каждый кейс индивидуален. Представитель крупной управляющей компании рассказал, что несколько клиентов офиса успешно разморозили свои активы, но он не назвал количество или сумму успешных сделок, добавив, что в последнее время это самый популярный запрос от клиентов.
Суд
Инвестор может подать претензию в Euroclear или в Совет ЕС, но ни тот ни другой вариант не имеют перспектив, считает советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. В Совет ЕС может обратиться только лицо, в отношении которого введены санкции ЕС, и только с запросом на их снятие.
Инвестор может попытаться в суде доказать, что санкции против НРД не должны касаться его активов, считает юрист Forward Legal Олесь Груздев. При такой стратегии инвестору нужно доказать, что он не связан ни с кем из подсанкционных лиц и не имеет отношения к отраслям экономики, которых касаются санкционные ограничения, например к оборонной отрасли.
Также заинтересованное лицо может попросить у уполномоченного органа разрешение на совершение с ним отдельных операций, продолжает Груздев. В ответ орган власти, который принял решение о применении санкций, должен будет пойти навстречу или обосновать сохранение санкционных ограничений. Но это кропотливая работа, которая может занять два-три года.
Лицензия
Наиболее реальный вариант самостоятельно добиться разморозки активов — получить на это лицензию от европейского регулятора. Ее возможно запросить коллективно или самостоятельно. Но все же юристы считают, что у коллективного обращения есть ряд преимуществ: оно дешевле, унифицировано и может привлечь больше внимания.
Например, адвокатское бюро «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и партнеры» выбрало коллективную подачу заявления. На сегодняшний день размер требований составляет около 1 млрд евро. Участие в проекте подтвердили около 20 инвесторов, среди которых в основном квалифицированные инвесторы. Но в бюро ждут роста количества инвесторов в несколько раз.
Профучастники тоже рассматривают вариант с лицензией. «Альфа-Капитал» анализирует возможность обращения в Euroclear и профильные регулирующие органы ЕС с целью получения лицензии, которая позволила бы осуществить трансакции с заблокированными ценными бумагами.
При этом коллективное обращение — процедура сильно дорогостоящая. По подсчетам специалистов, коллективное обращение будет стоить до 500 тыс. долларов для нескольких тысяч счетов. Но оплата юристов, естественно, не гарантирует получения лицензии.