Кэшбэк по-новому? Сбер и другие обещают улучшить программы лояльности
Скоро отменят
Банк России на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничил значение эквайринговых комиссий банков для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги, планкой в 1%. К таким компаниям относятся торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, перевозки пассажиров.
Участники рынка розничной торговли просили оставить ограничение на более долгий срок, а лидер думской фракции справедливороссов Сергей Миронов предложил председателю Банка России Эльвире Набиуллиной отменить плату за эквайринг при продаже ключевых товаров.
Но регулятор уже давал понять, что не собирается продлевать ограничение эквайринговых комиссий, потому что из-за него многие банки свернули программы лояльности и в результате пострадал потребитель. «Тинькофф», оказавшийся в числе таких банков, объяснял, почему решение ЦБ повлияло на размер кэшбэка: эквайринговую комиссию «продавец платит банку за проведение электронных платежей; банк, в свою очередь, возвращает часть средств покупателю в виде кэшбэков».
Кэшбэк обещал вернуться
Старые условия программы лояльности могут быть возвращены уже с сентября, в том числе в категориях покупок с повышенным размером бонусов клиенты смогут получить до 20%, уточнили в Сбербанке. Ранее банк из-за требования ЦБ уменьшил размер бонусов «СберСпасибо» с 0,5% до 0,3% в отдельных категориях клиентских трат, включая транспорт и супермаркеты, напоминают «Известия».
О намерении улучшить условия программ лояльности после снятия ограничения ЦБ сообщил газете и Росбанк.
В ВТБ рассказали, что в рамках обновленной в мае программы лояльности для розничных клиентов была введена единая система вознаграждений с кэшбэком от 2% за траты в трех популярных категориях, включая те, где сейчас действуют сниженные комиссии за эквайринг.
В Московском Кредитном Банке, который с июля увеличил количество бонусных категорий в программе лояльности, допустили возможность дополнительного улучшения условий при изменении конъюнктуры рынка. В Банке ДОМ.РФ подчеркнули, что он регулярно пересматривает условия программы лояльности, принимая при этом во внимание интересы клиентов и рыночные изменения.
В Почта Банке указали, что условия бонусов были скорректированы незначительно, и пообещали держать руку на пульсе изменений. Новикомбанк и МТС Банк заверили, что у них размер вознаграждений из-за ограничения ЦБ не менялся.
Вернуть прежние значения кэшбэков при покупках в магазинах, которые реализуют социально значимые товары, также уже пообещал Тинькофф Банк — он сообщал об этом газете «Ведомости».
Не время для щедрости
Эксперты, опрошенные «Известиями», не уверены в полноценном возврате банковских кэшбэков.
Ухудшение условий банковских программ лояльности констатировал ведущий аналитик по банковским рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Евгений Романов: по его словам, некоторые банки заменили денежные выплаты на бонусы, другие ограничили срок действия прежних опций или сузили товарные категории для начисления кэшбэка.
По наблюдениям операционного директора финтех-платформы «Фаст Ривер» Ксении Артемьевой, изменения охватили почти весь сектор: сохранять прежние размеры кэшбэка стало невыгодно. «Текущие предложения по кэшбэкам и бонусам от банков отличаются от докризисных примерно вдвое: там, где было 2%, стал 1%, а 1% превратился в 0,5%», — заметила она.
Возврата кэшбэков в той или иной степени с 1 сентября ожидает основатель комьюнити «Мультипликатор» Эван Голованов, причем банки, по его словам, будут искать новых партнеров из числа лидеров потребительского спроса, которые займут место, например, авиаперевозчиков.
По словам Романова из «Эксперт РА», многие банки и их партнеры на фоне повышения внешнеэкономических рисков, в том числе санкционных, сталкиваются со сложностями в своей деятельности, и это может сказаться на полноценном возврате кэшбэков или обусловить сворачивание банками программ лояльности.