Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
Курсы валют

Клерки поработали на хакеров

В 89% инцидентов утечки данных из российских банков виноваты их рядовые сотрудники, утверждает в отчете «СёрчИнформ». Среди основных причин сливов информации эксперты называют вербовку сотрудников мошенниками, которая может обходиться всего в 50–100 тыс. руб. Сами участники рынка также жалуются на появление специальных Telegram-ботов, которые позволяют анонимно зарабатывать на продаже информации и персональных данных.

В 2019 году 68% российских банков столкнулись со сливами (преднамеренными утечками) данных, почти все из них (64% опрошенных) скрыли такие инциденты от широкой публики и не делали о них оповещений, следует из отчета разработчика продуктов в сфере кибербезопасности «СёрчИнформ» (есть у “Ъ”). Только в 45% компаний сообщили об инциденте регулирующим органам.

Отчет основывается на анонимном опросе 1052 человек, включая начальников и сотрудников подразделений информационной безопасности, экспертов отрасли и руководителей организаций.

В 89% инцидентов, связанных с утечкой данных из банков, оказались виноваты рядовые сотрудники.
Подобные инциденты часто связаны с «вербовкой» рядовых сотрудников банков, которая в даркнете, как правило, оценивается в 50–100 тыс. руб., отметил председатель совета директоров «СёрчИнформ» Лев Матвеев.

По его словам, в случае с отдельными банками выписку со счета конкретного человека можно приобрести в даркнете за 5 тыс. руб., а в 300 тыс. руб. оценивается сбор доступной информации по финансовым операциям гражданина во всех банках. При этом данные ряда российских банков приобрести невозможно, отмечает он.

Общий объем ущерба от подобных утечек остается сравнительно невелик.

По итогам 2019 года несанкционированный доступ работников банков к автоматизированным банковским системам или информации о счетах стал причиной 877 инцидентов с совокупным объемом ущерба около 24,5 млн руб., тогда как объем всех киберкраж в банках составил 6,4 млрд руб., сообщал 19 февраля в отчете на основе данных, предоставленных самими банками, Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (подразделение ЦБ, занимающееся кибербезопасностью). По его данным, 69% всех операций без согласия клиентов было совершено методами социальной инженерии.

Прямой ущерб банк получает от мошеннических действий с клиентскими счетами, а не от самого факта утечки, такие данные могут годами не быть востребованными и быстро устаревают, отмечает представитель группы компаний Angara. При этом если банки способны в собственной инфраструктуре применять различные методы защиты данных, то клиенты фактически остаются «безоружны», добавляет он. Поэтому по инициативе ЦБ в 2019 году все финансовые организации начали отслеживать подозрительные операции, которые могли быть совершены без согласия клиента, и применять меры по защите от несанкционированного списания средств, указывают в Angara.

Банки уже давно не экономят на кибербезопасности, так как прекрасно понимают, что внутренние угрозы зачастую превалируют над внешними, уверен директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов. По его мнению, источников утечек множество: помимо телекоммуникационных и страховых компаний, цифровых сервисов, социальной инженерии, есть, например, и Telegram-боты, которые позволяют зарабатывать на информации и персональных данных. Информацию туда может отправить любой желающий, а команды, которые собирают массивы данных, затем обрабатывают их и продают, отмечает господин Мазов.

Опрошенные “Ъ” банки также настаивают, что успешно борются с утечками. Так, в Московском кредитном банке отметили, что реализовали комплекс мер противодействия утечкам, в том числе по идентификации мест хранения конфиденциальных данных и ограничению доступа к ним, аудиту обращений к данным и повышению осведомленности персонала. В Райффайзенбанке сообщили, что применяют «комплексный подход» к защите информации, который также включает в себя повышение осведомленности сотрудников и клиентов по вопросам защиты данных и использование современных программных решений.

Юлия Степанова, Максим Буйлов

Источник: Газета "Коммерсантъ" №36 от 28.02.2020
Тэги:

Читайте также

ВТБ расширяет онлайн-консультацию клиентов
ВТБ запустил чат-бот для пользователей интернет-банка и клиентов сегмента «Привилегия» в мобильном приложении
В Татарстане запустили сервис оформления спецпропусков для выхода из дома
В Татарстане запустили сервис оформления спецпропусков для выхода из дома во время режима самоизоляции
Автоградбанк готов реструктуризировать долг заемщикам с COVID-19
АО «Автоградбанк» сообщает, что заемщикам, у которых подтверждено наличие COVID-19, банк в индивидуальном порядке готов рассмотреть заявление о реструктуризации долга
ВТБ и Домиленд переводят работу строительных и управляющих компаний в онлайн
ВТБ и Домиленд предлагают застройщикам и управляющим организациям сервис для удаленной работы
Банк Русский Стандарт отсрочит клиентам по эквайрингу без оборотов оплату сервисных услуг
В Русском Стандарте отсрочат оплату сервисных услуг банка для клиентов-юридических лиц, у которых нет оборотов по эквайрингу
Банк ЗЕНИТ повысил ставки по вкладам
Банк ЗЕНИТ повысил ставки по сезонным вкладам в рублях
ВТБ предлагает клиентам повышенную ставку при открытии онлайн-вклада
ВТБ принял решение о продлении сезонного промо-вклада «Время роста» до 31 мая
Энергобанк запустил новый вклад «Удобный онлайн»
1 апреля 2020 года Энергобанк запустил вклад «Удобный онлайн»
Банк «Открытие» повысил ставки по вкладам в рублях
С 1 апреля 2020 года банк «Открытие» повысил ставки по вкладам в рублях
ВТБ Лизинг фиксирует рост числа онлайн-заявок на 40%
По итогам марта в ВТБ Лизинг количество онлайн запросов на приобретение автомобилей увеличилось на 40% по сравнению со средними значениями января-февраля