Коронавирус взяли в лизинг
Лизинговый рынок в России в первом полугодии показал рекордное падение: объемы нового бизнеса сократились на 22% год к году. Причина — пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения. В июле экономика и бизнес начали постепенное восстановление, однако ждать докризисных показателей на рынке лизинга раньше конца 2021 года не стоит.
Объем нового бизнеса лизинговых компаний в первом полугодии 2020 года сократился до 570 млрд руб., что на 22% меньше, чем в первом полугодии 2019 года, говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» по 20 крупнейшим лизинговым компаниям, с которым ознакомился “Ъ”. Снижение темпов роста нового бизнеса связано в первую очередь с сокращением в сегментах, наиболее пострадавших от пандемии. «Еще одним фактором, оказавшим существенное влияние на рынок лизинга в первом полугодии, стала девальвация рубля,— добавляет младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Зоя Советкина.— При закупке оборудования, транспорта и техники в лизинг — высокая валютная составляющая, которая из-за девальвации сильно выросла».
Сильнее всего пострадали сегменты авиа- и железнодорожного лизинга, указывают участники рынка. Однако появились и новые сегменты для развития и роста. По словам гендиректора «Сбербанк Лизинг» Вячеслава Спирова, самая сложная ситуация сложилась в авиационной отрасли — все авиакомпании были вынуждены обратиться за комплексной реструктуризацией. «Да и в целом в сегменте крупных инвестиционных проектов активность значительно снизилась»,— отмечает он. У компании «ВТБ Лизинг» по авиализингу сделок за полугодие не было вообще, в сегменте железнодорожной техники сокращение нового бизнеса составило 33%, меньше всего пострадали сегменты легковых автомобилей и спецтехники, сократившись на 9%, объем сделок с грузовым транспортом просел на 19%, приводит данные гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. «При этом компания смогла значительно активизировать работу с клиентами по поставкам телекоммуникационного оборудования, оргтехники и компьютеров,— рассказывает он.— Объем нового бизнеса в этом сегменте составил 2,2 млрд руб., притом что ранее таких контрактов у "ВТБ Лизинг" не было вообще». По словам управляющего директора «Альфа-Лизинг» Ольги Гришиной, несмотря на падение продаж на автомобильном рынке, продолжает расти сегмент автолизинга. «Малый и средний бизнес притормозили свои проекты, но компании с уже подписанными контрактами на работы — строительные, логистические и сельскохозяйственные — не снижают темпы»,— поясняет она.
Объемы лизингового портфеля в целом по итогам полугодия значительного снижения не демонстрировали (4,8 трлн руб. на 1 июля 2020 года — минус 2% к началу года), однако это связано с переоценкой валютных договоров и реструктуризацией действующих договоров, указывают эксперты «Эксперт РА».
Как быстро восстановится лизинговая отрасль, прогнозировать трудно. «Все зависит от того, по какому сценарию будет идти восстановление экономики, а также от стоимости нефти,— говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова.— Пока до конца не ясно, будет ли вторая волна коронавируса со всеми вытекающими из этого последствиями. В таких условиях сложно делать прогнозы даже в рамках одного квартала, не то что по итогам года». С уверенностью можно сказать только, что у лизинговых компаний будут трудности с генерацией капитала, а часть из них, особенно малые и небольшие, могут покинуть рынок, продолжает она. «Пока можно говорить лишь о незначительном восстановлении в определенных секторах лизинга»,— отмечает партнер Deloitte Татьяна Кафанова. В целом по отрасли лизинга можно говорить о восстановлении не ранее конца 2021 года или даже 2022-го, заключает эксперт.
Объем нового бизнеса лизинговых компаний в первом полугодии 2020 года сократился до 570 млрд руб., что на 22% меньше, чем в первом полугодии 2019 года, говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» по 20 крупнейшим лизинговым компаниям, с которым ознакомился “Ъ”. Снижение темпов роста нового бизнеса связано в первую очередь с сокращением в сегментах, наиболее пострадавших от пандемии. «Еще одним фактором, оказавшим существенное влияние на рынок лизинга в первом полугодии, стала девальвация рубля,— добавляет младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Зоя Советкина.— При закупке оборудования, транспорта и техники в лизинг — высокая валютная составляющая, которая из-за девальвации сильно выросла».
Сильнее всего пострадали сегменты авиа- и железнодорожного лизинга, указывают участники рынка. Однако появились и новые сегменты для развития и роста. По словам гендиректора «Сбербанк Лизинг» Вячеслава Спирова, самая сложная ситуация сложилась в авиационной отрасли — все авиакомпании были вынуждены обратиться за комплексной реструктуризацией. «Да и в целом в сегменте крупных инвестиционных проектов активность значительно снизилась»,— отмечает он. У компании «ВТБ Лизинг» по авиализингу сделок за полугодие не было вообще, в сегменте железнодорожной техники сокращение нового бизнеса составило 33%, меньше всего пострадали сегменты легковых автомобилей и спецтехники, сократившись на 9%, объем сделок с грузовым транспортом просел на 19%, приводит данные гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. «При этом компания смогла значительно активизировать работу с клиентами по поставкам телекоммуникационного оборудования, оргтехники и компьютеров,— рассказывает он.— Объем нового бизнеса в этом сегменте составил 2,2 млрд руб., притом что ранее таких контрактов у "ВТБ Лизинг" не было вообще». По словам управляющего директора «Альфа-Лизинг» Ольги Гришиной, несмотря на падение продаж на автомобильном рынке, продолжает расти сегмент автолизинга. «Малый и средний бизнес притормозили свои проекты, но компании с уже подписанными контрактами на работы — строительные, логистические и сельскохозяйственные — не снижают темпы»,— поясняет она.
Объемы лизингового портфеля в целом по итогам полугодия значительного снижения не демонстрировали (4,8 трлн руб. на 1 июля 2020 года — минус 2% к началу года), однако это связано с переоценкой валютных договоров и реструктуризацией действующих договоров, указывают эксперты «Эксперт РА».
Как быстро восстановится лизинговая отрасль, прогнозировать трудно. «Все зависит от того, по какому сценарию будет идти восстановление экономики, а также от стоимости нефти,— говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова.— Пока до конца не ясно, будет ли вторая волна коронавируса со всеми вытекающими из этого последствиями. В таких условиях сложно делать прогнозы даже в рамках одного квартала, не то что по итогам года». С уверенностью можно сказать только, что у лизинговых компаний будут трудности с генерацией капитала, а часть из них, особенно малые и небольшие, могут покинуть рынок, продолжает она. «Пока можно говорить лишь о незначительном восстановлении в определенных секторах лизинга»,— отмечает партнер Deloitte Татьяна Кафанова. В целом по отрасли лизинга можно говорить о восстановлении не ранее конца 2021 года или даже 2022-го, заключает эксперт.
Читайте также
ВТБ прогнозирует рекордную прибыль в 2026 году на фоне снижения ключевой ставки
Ключевая ставка Центробанка в обозримом будущем перестанет быть сдерживающим фактором для кредитования, считают в ВТБ
Инфляция в июне уменьшает шансы на активное снижение ключевой ставки ЦБ РФ
Согласно данным Росстата, годовая инфляция потребительских цен в июне продолжила замедляться третий месяц подряд
Жители ПФО рассказали, как относятся к коллегам-студентам
76% опрошенных в Приволжском федеральном университете положительно относятся к стажировкам студентов в своих компаниях
Насколько выгодны и востребованы социальные вклады?

1 июля в России запустили социальные вклады и накопительные счета
Госдума пожалела таксистов, у которых нет страховки
Для таксистов, у которых нет обязательной страховки гражданской ответственности перевозчика, наказание будет существенно снижено
Комитет ГД поддержал продление эксперимента по исламскому банкингу
Комитет ГД рекомендовал продлить на три года эксперимент по исламскому банкингу
ЦБ предложил порядок расчета норматива краткосрочной ликвидности для банков
Ожидается, что положения начнут действовать через месяц после публикации, но не ранее 1 октября 2025 года
Россияне бросились за кредитами под залог имущества
Доля кредитов под залог имущества в первом полугодии 2025 года достигла 15,5%
Минпромторг планирует изменить требования по локализации для банкоматов и ККТ
Первоначальные требования, введенные в 2022 году, не учитывают технологический особенностей производства некоторой продукции
Экс-владелец Внешпромбанка признан виновным в хищении 155 млрд рублей
Он приговорен к 14 годам лишения свободы