Мошенники перезвонили

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Мошенники перезвонили

Стихшие было после начала военных действий на Украине звонки россиянам от мошенников возобновились и даже активизировались. Если в феврале их доля была на уровне 9,5% от общего количества, то к маю достигла 12,5%. По мнению экспертов, росту мошенничеств способствует социальное напряжение из-за сложной экономической ситуации, а злоумышленники нашли новые юрисдикции и финансовые схемы.

С середины марта доля мобильных пользователей в России, которым поступали звонки мошенников с неизвестных номеров, начала расти и достигла к концу мая 12,5% от общего числа, рассказали “Ъ” в «Лаборатории Касперского». То есть каждый восьмой сталкивался с телефонным мошенничеством по меньшей мере раз в неделю. С декабря 2021 по февраль 2022 года показатель составлял 9,5%. В целом доля пользователей, столкнувшихся весной с различными нежелательными звонками, включая спам, превышает 70%.

После начала военных действий РФ на Украине многие эксперты и граждане отмечали снижение числа мошеннических звонков. Но уже в апреле и мае объем мошенничества существенно увеличился, выйдя на уровень 2021 года, отмечает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Причем, по его словам, злоумышленники включали в свои легенды новостную повестку, например, упоминали отключение финансовых организаций от SWIFT.

Количество опасных звонков выросло и год к году: в мае 2022 года их было на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, рассказали “Ъ” в «Яндексе».

По данным ЦБ, за первый квартал 2022 года мошенники, в первую очередь телефонные, похитили у клиентов банков РФ 3,3 млрд руб., что почти на 14% больше, чем годом ранее.

Каждый восьмой входящий звонок является нежелательным, а количество методов мошенничества с применением социального инжиниринга, к сожалению, не уменьшается, подтвердили “Ъ” в «Вымпелкоме»: «Мы внедряем технологии искусственного интеллекта, чтобы процесс идентификации потенциального мошенника был быстрее». В МТС тоже действует автоматизированная антифродовая система, которая пресекает подобные звонки, отметили в компании. Tele2 сотрудничает с Тинькофф-банком и Сбербанком, чтобы отличать звонки из служб банка от звонков мошенников, говорят в операторе. Там также подтверждают негативную тенденцию: «Если в марте мы фиксировали спад фрод-звонков, то в последние два месяца активность мошенников вернулась к прежнему уровню». Ежедневно «МегаФон» блокирует около 500 тыс. звонков с подменных номеров, поделился директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов Сергей Хренов.

В апреле эксперты по информбезопасности надеялись, что фрод пойдет на спад из-за сложностей с переводом денег за границу, где базировались мошенники, и приостановки работы в РФ Visa и MasterCard (см. “Ъ” от 18 апреля). Но в итоге мошенники адаптируются, меняя пути вывода денег, объясняет директор центра противодействию мошенничеству «Информзащиты» Павел Коваленко: «С российских кошельков и карт сделать это сейчас непросто, перестали работать и сервисы по переводу денег на кошельки без имени, например moneygram. Это усложняет схему, но не делает ее невозможной». Есть ряд стран, которые открывают карты и разрешают переводы через кошельки, добавляет эксперт.

Рост мошенничества связан с простотой использования широкого диапазона номеров и возможностью их быстрой замены, не говоря уже о технологиях подмены номера, считает старший юрист Digital Rights Center Владимир Ожерельев.

Другим фактором, по его мнению, остается расположение исполнителей на территории других государств, что значительно усложняет работу правоохранительных органов. По данным Павла Коваленко, многие мошеннические колл-центры переместились в Прибалтику.

Директор технического департамента «ХайТэк-Интеграции» Дмитрий Ласьков считает всплеск мошенничества следствием социальной напряженности и неопределенности из-за сложной экономической ситуации: «Появились новые поводы для обмана, например, из-за удаления из магазинов приложений Google Play и App Store приложения Сбербанка».

Татьяна Исакова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №109 от 22.06.2022
Тэги:

Читайте также

ВТБ предложит клиентам решения по кибербезопасности и облачным сервисам
ВТБ расширил линейку сервисов для бизнеса ИТ-продуктами российского Холдинга Т1
ВТБ: решение ЦБ станет новым этапом роста ставок по накопительным продуктам
Объем рынка сбережений продолжит стабильно расти под влиянием денежно-кредитной политики Центробанка
ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 2 п.п.
Сегодня, 26 июля 2024 года, Банк России принял решение повысить размер ключевой ставки сразу на 2 п.п., до – 18% годовых
Не только ставки и кэшбэк: между банками обострилась борьба за клиентов
Между банками усиливается конкуренция за клиентов
Еврокомиссия запретила принимать участие в обмене активами с россиянами
Какие проблемы это создаст для инвесторов
Доходности по надежным бондам впервые за полгода превысили ставки по депозитам
К концу второго квартала облигационные доходности были уже на 20 базисных пункта выше ставок по депозитам среди банков из топ-10
НАУФОР предложила отказаться от центрального депозитария
Еще ассоциация предлагает усовершенствовать механизм определения тарифов Московской биржи
Гражданам России могут ограничить продажу сим-карт
В России планируется ввести запрет на продажу более 20 сим-карт в одни руки
Туристы пожаловались на сложности с покупкой долларов и евро
Турагенты стали писать в соцсетях о проблемах клиентов при покупке наличных долларов США и евро для поездок за границу