Нефтяное эмбарго и кое-что похуже: как Россия пострадает от новых санкций
После месяца обсуждений страны Евросоюза приняли решение о частичном эмбарго на нефть и нефтепродукты из России. Запрет введен на импорт морским путем — оставшийся импорт пойдет по нефтепроводу «Дружба» в Венгрию, Чехию и Словакию. Ограничения по нефти вступят в силу через шесть месяцев, по нефтепродуктам — через восемь.
К чему это приведет
В базовом сценарии эффект введенного эмбарго на российскую нефть приведет к глобальному перераспределению экспортных маршрутов, рассказал Forbes аналитик Rystad Energy Виктор Курилов. Увеличатся поставки нефти в Азию, а страны Ближнего Востока перенаправят часть своего экспорта из Азии в Европу.
Издержки эмбарго будут складываться из затрат на перенастройку логистики и увеличение пути движения танкеров, а также на адаптацию к другим сортам нефти, объяснил аналитик. По его словам, обычно это приводит к некоторому снижению выпуска нефтепродуктов.
Если российскую нефть охотно покупают в Азии, то найти рынок для сбыта нефтепродуктов будет сложнее, добавил Курилов. Эмбарго может привести к закрытию части нефтеперерабатывающих заводов в России. В ближайшие месяцы это приведет к сокращению объемов как добычи, так и переработки.
Кроме того, эмбарго будет иметь и глобальные последствия, объяснил аналитик. Падение поставок, даже и относительно небольшое, еще больше увеличит дыру в глобальном нефтяном балансе. Текущие высокие цены могут сохраниться до конца года.
«При этом быстро повлиять на действия России с помощью эмбарго невозможно. В силу специфики рынков нефти и газа лишить страну доходов от экспорта углеводородов не получится в ближайшие два года», — добавил Курилов.
Что может быть хуже?
Евросоюз договорился с Великобританией усилить эмбарго на импорт российской нефти запретом страховать перевозки российского топлива по всему миру, сообщала
The Wall Street Journal в конце мая. Издание уточнило, что запрет покупать российскую нефть скорее переориентирует поставки, нежели сократит их, тогда как запрет на страхование способен оказать более сильный экономический эффект. Экономист Рори Джонстон назвал такие меры «джокером» в кармане европейцев.
В санкционных реалиях придется искать новые механизмы обеспечения защиты судовладельца, объяснил РБК глава страхового брокера и общества взаимного страхования «Ростеха» Николай Галушин. По его словам, суда, формально не являющиеся российскими, которые перевозят российскую нефть, могут оказаться без страховой защиты, а без нее возить нефть, скорее всего, никто не будет.