«Радоваться не стоит». Спас ли ЦБ россиян от комиссий по валютным счетам
14 июня Банк России разослал информационное письмо по итогам введения некоторыми кредитными организациями комиссий за обслуживание валютных счетов граждан без их согласия. Ранее о введении комиссий объявили Тинькофф Банк и Райффайзенбанк.
В ЦБ считают, что включение банками в действующие договоры счетов и вкладов положений, предусматривающих одностороннее установление или увеличение комиссий за совершение операций, нарушает права потребителей.
«Нужно будет что-то где-то нажать»
«Письмо информационное, но традиционно для документов регулятора — добровольно-принудительное. Причем там прямым текстом сказано, что при необходимости Банк России будет применять соответствующие меры, предусмотренные федеральными законами. Так что соблюдать рекомендацию будут, но радоваться тоже не стоит», — прокомментировал сообщение регулятора аналитик АЦ Банки.ру Вадим Тихонов.
Эксперт подчеркнул, что недопустимым регулятор считает со стороны банков включение и повышение комиссии «в одностороннем порядке, без получения выраженного клиентом конкретного, информированного и сознательного согласия на применение новых тарифов».
При этом, согласно письму ЦБ, достаточно традиционное для банков уведомление клиентов об изменении тарифов и комиссий через размещение оных на официальном сайте кредитной организации не может расцениваться как надлежащее изменение условий договора.
«Соответственно, на мой взгляд, реализовано банками будет некое акцентированное согласие: нужно будет что-то где-то нажать в приложении или ответить банку в чате, может, даже подписать соглашение или договор в офисе. В противном случае услуга будет недоступна», — заключил Тихонов.