Центр партнёрского банкинга: Об исламском банкинге

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Центр партнёрского банкинга: Об исламском банкинге

В марте 2016 года в Казани, при содействии Банка России, Национального банка по Республике Татарстан, Татфондбанка, Духовного управления мусульман Республики Татарстан, открылся Центр партнёрского банкинга. Центр взял за основу взаимоотношений с клиентами принцип доверительного партнерства. Главная особенность финансовых услуг в партнерском банкинге – их соответствие принципам шариата, а именно, отказ от ссудного процента, осуществления высокорисковых операций и сделок с неопределенностью.

Портал «Финансист» побеседовал с управляющим филиала Центра партнерского банкинга Альбертом Шагивалеевым и директором департамента развития партнёрского банкинга ОАО «ТАТАГРОПРОМБАНК» Романом Абдуллиным, о том, как же всё-таки можно построить альтернативу традиционной для России банковской системы.

Анастасия Потёкина, руководитель портала «Финансист»: Коллеги, я - человек в республике новый, можно мы начнём с предыстории создания центра?

Роман Абдуллин: Идея о том, что необходимо развивать исламский, он же партнёрский банкинг, появилась в России, если я не ошибаюсь, с 2005 года. В Татарстане эта идея, по понятным причинам, витала также давно и подошла к своему логическому развитию в середине 2015 года. Тогда завязался конструктивный диалог с Центральным Банком РФ и в марте 2016 года это была подписана дорожная карта о развитии партнёрского банкинга на базе создаваемого Центра партнёрского банкинга.

Дорожная карта включает в себя как микро-аспекты развития (например, развитие продуктовой линейки, программного обеспечения), так и глобальные: проведение обучающих семинаров для населения РФ, обучение международных игроков рынка международного капитала. Наш центр в настоящее время является площадкой для «обкатывания» и понимания, можно ли партнёрские финансы запускать в России в рамках существующей законодательной базы? Что необходимо менять, а что можно оставить? И, собственно говоря, какие экономические достижения, какой экономический эффект будет получен от запуска партнёрских финансов?

А.П.: То есть ваш центр - это такой пилот, условно?

Р.А.: Да, это пилотный проект. Конечно, мы не являемся в данном случае первопроходцами. И в Чечне, и в Дагестане есть небольшие, квази-банковские организации, которые оказывают услуги финансирования по партнёрским принципам. Но, допустим, оказывать услуги финансирования, когда ты покупаешь товар и продаёшь его с наценкой, это скажем так - просто. А выступать полноценной банковской организацией, претендующей на определённое влияние в целом на российскую экономику, выйти на исламские банки в других странах и привлечь международный капитал – в этой части мы первые.

А.П.: И вот мы плавно подошли собственно к принципам партнёрского банкинга. Какие они?

Альберт Шагивалеев: Три основных принципа: отказ от ссудного процента, отказ от высоко-рисковых сделок, отказ от сделок с неопределённостью. Собственно говоря, все эти принципы учтены в продуктах, где-то их чуть больше, где-то их чуть меньше, но основные – такие.

Вся стандартная продуктовая линейка подверглась изменению, даже банальные текущие счета, банальные банковские карты. Все договоры, все документы согласовывались специалистом с международным сертификатом AAOIFI.

Р.А.: Специально отмечу, Центр партнёрского банкинга работает на лицензии ООО Татагропромбанка. Мы имеем свой отдельный корреспондентский счёт, для того, что бы денежные средства наших Клиентов ни как не смешивались с деньгами, которые так или иначе участвуют в ссудных банковских операциях. В этой части реализуется принцип отказа от ссудного процента.

А.П.: Давайте на каком-нибудь конкретном продукте разберём действие принципов ПБ?

Р.А.: Например, текущие счета, счета до востребования. В обычном банке, как правило, допускается начисление небольшого процента на средства на этих счетах. Так как начисление процентов запрещено, мы ушли от них. Точно так же в наших банковских картах – на остатки и денежные средства никаких процентов не начисляется. И более того, сейчас с визой у нас идёт работа по введению запрета на проведение операций по покупке алкоголя в магазинах. То есть, используя нашу карту в алкогольных магазинах, покупатель не сможет купить алкоголь. Вся линейка – текущие счета, переводы, - адаптирована. Где-то были убраны условия о сделках с неопределённостью, где-то убраны условия о том, что клиентам могут начисляться проценты.

Или вот по банковским гарантиям тоже есть большой вопрос – банк не имеет права брать процентные комиссии за гарантию. Это будет тот же самый ссудный процент.

А.П.: А если фиксированная комиссия?

Р.А.: В исламе запрещается продавать долг не по номиналу, и, соответственно, по гарантиям мы можем брать только фиксированную сумму. Но, так как действует правило «цена, которую мы выставляем, должна быть справедливой», по гарантии мы должны обосновать ее стоимость. Фактически мы должны вычислить реальную стоимость понесённых нами затрат: электроэнергию, зарплату сотрудников, привлекаемых для оформления, стоимость бумаги и т.п. – и всё. Грубо говоря, получается? что для Клиента гарантия на любую сумму и на любой срок будет стоить 3 000 рублей. Это является некоторым барьером развития данного вида услуги.

А.П.: Человеку, приученному к традиционному банкингу, довольно сложно понять в таком случае, на чём должен зарабатывать банк?

А.Ш.: В целом исламские финансы не предполагают как таковых денежных отношений. Допустим, упрощённо: клиенту нужен автомобиль, банк сначала покупает автомобиль на себя, оформляет в собственность, и только после этого он продаёт этот автомобиль с наценкой в рассрочку своему клиенту. То есть клиенту никакие деньги на счет не поступают. Для клиента банк предоставляет ровно тот актив, который ему нужен: станок? Банк купил и продал его клиенту. Квартиру? Банк покупает её у застройщика и продает клиенту. Здесь реализуется принцип отказа от сделок с неопределённостью - Банк не может продать клиенту то, чем не владеет на праве собственности.

А.П.: И тут мы приходим к банковскому законодательству РФ, в котором прямо обозначено, что банку запрещено заниматься торговой деятельностью

Р.А.: Совершенно верно. Банк не имеет права заниматься иной деятельностью, кроме той, что прописана в банковской лицензии, а значит, это только финансовые отношения, товарных там нет. Именно поэтому, мы привлекаем для таких операций аффилированные компании, которые и осуществляют операции купли-продажи. Фактически банк финансирует приобретение конкретного актива. Схема финансирования, безусловно, осложняется тем, что появляются новые участники сделки, что, разумеется, ведёт к удорожанию сделок.

А.П.: Довольно запутанная схема. А клиенту так разве проще?

Р.А.: Неслучайно во всём мире исламские банки называют партнёрскими банками, потому что банк в этой системе выступает партнёром. Первоначально банк сам становится собственником актива – соответственно, все первоначальные риски банк берёт на себя. Банк профинансировал клиента на покупку оборудования, если оборудование сломалось, то клиент первым делом пойдет в банк, а не к продавцу или производителю.

Точно так же банк несёт риски по изменению стоимости актива: например, клиент заключил с банком договор на приобретение актива стоимостью 1 миллион рублей, если через 2 часа стоимость предмета сделки подскочила, то все риски будет нести уже банк.

Так же пока банк не получит актив в собственность и не передаст его в собственность клиенту он не может взимать платежи по договору купли-продажи. К примеру, клиент покупает квартиру на первичном рынке, которая еще строится. Банк заключает договор долевого участия, делает оплату застройщику, но основание получать платежи с клиента у него появится только после того, как дом построится, квартира перейдёт в собственность к банку, а потом к клиенту.

То есть только на первый взгляд кажется что «партнерский банк, это то же самое». Тем не менее, использование договора купли-продажи вместо договора займа, налагает на нас гораздо больше ответственности.

Немаловажным является также тот факт, что в договоре купли-продажи итоговая стоимость актива – фиксирована. Например, Банк купил имущество за миллион рублей, продал его клиенту за миллион 200 тысяч. Согласно договору, клиент больше 1 миллиона 200 тысяч не заплатит: даже если у него будут незначительные просрочки – банк штрафные пени начислять не имеет права.

Исламское финансирование стоит ближе к реальной экономике, оно оперирует не деньгами, а товаром. 
А.П.: Правильно ли я понимаю, что если сейчас за определённый период времени ЦПБ покажет хорошие результаты и станет понятно, что модель жизнеспособна, то возможно будет лоббирование вопросов по изменению законодательства?

А.Ш.: Нет привязки к показателям как таковым, хотя они есть и хорошие: идёт работа по многим направлениям и мы показываем хорошую динамику. Здесь в целом сам по себе рынок РФ выявляет всё больше и больше потребностей в каких-то альтернативных видах банковских продуктов.

У нас на сегодняшний день есть только светские банки, альтернативы которым нет. И уже давно назрела необходимость её создать – альтернативу, способную конкурировать с действующей финансовой системой и которая могла бы стать окном в исламские финансы.
Которые, кстати, говоря, заинтересованы в инвестициях в Россию. От Центра партнерского банкинга ждут, в том числе, и конкретные предложения по изменению законодательства.

Р.А.: То, что была принята дорожная карта, уже огромный плюс, это свидетельство того, что регулятор смотрит в сторону партнерских финансов, эта тематика ему интересна. Мы на своей практике можем однозначно сказать, что партнёрские финансы можно внедрять на базе текущего российского законодательства. И мы являемся тому примером . Но, проблема в том, что мы должны быть в одинаковых условиях со светскими банками, я имею виду правовую и регулирующую сферы. Сейчас же получается, что мы находимся в более жестких условиях. Потому что нам нужно нести намного больше затрат на выстраивание структуры, внутренних регламентов, новой договорной базы и самое основное – выстраивание структуры налогообложения наших сделок.

Налогообложение - краеугольный камень, который оказывает сильное влияние на удорожание наших продуктов. Наши продукты по финансированию, которые осуществляются с использованием договоров купли-продажи подпадают под двойное налогообложение. Более точно, под двойное налогообложение подпадает наценка, которая облагается НДС и налогом на прибыль.

Условно, наценка в договоре купли-продажи составила 100 рублей: 20 рублей Центр заплатит в качестве налога на прибыль и 18 рублей – НДС. То есть доходность по операции для банка снизится на 38% .

Кроме того, наценку по договору банк получает по графику в течение всего срока финансирования. Тогда как начисленные налоги в сумме 38 рублей мы обязаны заплатить в том налоговом отчётном периоде, когда операция была совершена.

А.П.: Мы с Вами поговорили об активных операциях, а пассивные. Кто принесёт деньги в организацию, которая не обещает фиксированного ссудного процента?

А.Ш.: Да, в партнёрском банкинге нет депозитов в классическом понимании. Во-первых, конечно, потому что не имеем возможности начислять проценты. И во-вторых: партнёрство как раз заключается в том, что как банк несёт риски, так и клиент.

Есть типы счетов в ПБ: классический текущий счёт, когда клиенту ничего не начисляется, он не несёт никаких рисков. Банк может ими пользоваться в текущей деятельности, но как только клиент попросит их вернуть, банк должен из прибыли или текущей ликвидности деньги ему эти вернуть в полном объёме в этот же день.

Следующий инструмент - инвестиционные счета: клиент фактически инвестирует в банк и получает долю от доходности банка. Если банк прибыли не получит – клиент не получит доход, а если банк получит убыток в силу разных причин, то сумма основного вклада сумма может уменьшиться. Конечно, банк старается сделать так, что бы такого не случалось. Пока у нас продукты привлечения не заработали, мы планируем запустить их в первой половине 2017 года. Сейчас мы смотрим оптимальную структуру, срочность и т.п. Мы разрабатываем долгосрочную схему, которая принесла бы наибольший результат нашим клиентам.

А.П.: Не могу не спросить, сейчас в таком случае вы развиваетесь на «свои»?

А.Ш.: Да, пока за счёт собственных средств. Открылись мы в марте, сотый клиент у нас был в июне. На сегодняшний день самым востребованным продуктом среди наших клиентов являются продукты финансирования на покупку недвижимости и автомобиля.

А.П.: Если центр исповедует принципы исламского банкинга, будут ли здесь рады, например, православному клиенту?

Р.А.: Безусловно, Центр партнерского банкинга готов работать как с физическими, так и юридическими лицами независимо от их вероисповедания.

Беседу вела Анастасия Потёкина

Источник: Портал «Финансист»
Тэги:

Читайте также

ВТБ: экстра-высокие ставки по депозитам сохранятся
Сохранение высокого уровня ключевой ставки обеспечивает экстра-доходность по депозитам и рекордный уровень сберегательной активности населения
Ключевая ставка вновь осталась без изменения
Сегодня, 26 апреля 2024 года, Банк России в очередной раз принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых
Группа ВТБ: 68% россиян предпочитают кешбэк рублями
По данным опроса ВТБ и банка «Открытие», большинство россиян – 68% – предпочитают минимальный кешбэк рублями
Банк Уралсиб вошел в Топ-10 лучших автокредитов без первоначального взноса
Банк Уралсиб вошел в Топ-10 рейтинга лучших программ автокредитования без первоначального взноса в апреле 2024 года
Громкая ставка: полгода без забот по ипотеке Альфа-Банка?
Громкая ставка: полгода без забот по ипотеке Альфа-Банка?
Сегодня изучаем предложение «Ипотека на вторичное жилье» от Альфа-Банка
Московский Пасхальный фестиваль при поддержке ВТБ объединяет города России
ХХIII Московский Пасхальный фестиваль пройдет при поддержке ВТБ с 25 апреля по 16 мая 2024 года в более 40 городах России
Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян
Глава Минцифры заявил, что ведомство разрабатывает законопроект против рекламных звонков
Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников
«Тинькофф» и ВТБ запустили системы мониторинга для выявления карт подставных лиц
С мая НСПК вводит контроль за торговыми точками в части мошенничества
Банки смогут опротестовывать операции торговых предприятий, если они будут систематическими нарушителями
ЦБ назвал среднюю максимальную ставку по вкладам в топ-10 банков
Средняя максимальная ставка по вкладам в рублях десяти российских банков остается неизменной третью декаду подряд